Юмор в сказках Чуковского

Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке “Тараканище” кот едет “задом наперед”, “жаба – на метле”, а слониха так расплясалась, “что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала”, в “Приключениях Бибигона” герой “в паутине бьется” и “прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком”. Широко привлекает Чуковский и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “комарики”, “трамвайчики”, “кусточки”, “таракашечка”, “букашечки” и т. д. Движение стиха создается и его особой ритмической организацией. Чуковский отдает предпочтение хорею:
– Добрый доктор Айболит!
– Он под деревом сидит.
– (“Доктор Айболит”.)
– Рады зайчики и белочки,
– Рады мальчики и девочки.
– (“Краденое солнце”.)
– Парная рифма также является почти постоянной в стихах:
– И пришла к Айболиту лиса: “Ой, меня укусила оса!”
– (“Доктор Айболит”.)
– Восемнадцать воронят
– На несчастного глядят,
– Ухмыляются, а сами
– Знай долбят его носами.
– (“Приключения Бибигона”.)
Напевность, плясовые ритмы естественно “входят” в художественную ткань сказок:
– Тара-ра, тара-ра,
– Заплясала мошкара.
– Веселится народ
– Муха замуж идее
/> – За лихого, удалого
– Молодого Комара!
– (“Муха-Цокотуха”.)
Привлекает детей и игра звуков – звукоподражание:
– И такая дребедень
– Целый день:
– Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень!
– (“Телефон”.)
– И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
– (“Федорино горе”.)
Часто аллитерации помогают “нарисовать” зрительный образ явления или предмета:
– И сейчас же щетки, щетки
– Затрещали, как трещотки.
– (“Мойдодыр”.)
– Сапоги скрипят, Каблуки стучат.
– (“Муха-Цокотуха”.)
Иногда поэт включает в сказку и своеобразное “обыгрывание” слов:
– Жила-была мышка Мауси
– И вдруг увидала Котауси.
– У Котауси злые глазауси
– И злые-презлые зубауси.
– (“Котауси и Мауси”.)
Таковы некоторые, наиболее характерные особенности сказок К. И. Чуковского. Этот своеобразный поэтический мир, созданный по особым законам творчества, в обобщенной, иногда несколько условной форме отражая действительность, решал целый ряд воспитательных и познавательных задач. Чуковский-художник и Чуковский-педагог неотделимы.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Содержание воспитательного процесса в современных условиях.
Сейчас вы читаете: Юмор в сказках Чуковского