Свержение самодержавия в начале века, разрушение «старого мира», взаимоотношения русского крестьянства с новой властью и дальнейшее развитие этих отношений дали повод и материалы для написания огромного количества произведений о судьбе крестьянства. До недавнего времени произведения, дающие «неверные» представления о жизни советского крестьянства, были фактически под запретом. Сейчас издано большое кол-во литературы, написанной по-разному и о разном. О достижениях, об успехах и об ошибках советского правительства, об энтузиазме
проведения реформ и невероятной жестокости, которой эти реформы сопровождались. Мы можем сравнивать, сопоставлять и предполагать, что было вынужденной необходимостью, а что — непростительными ошибками. Например, неоправданная жестокость раскулачивания. Повесть Василя Быкова «Облава» рассказывает о судьбе крестьянина Хведора, который раньше был просто батраком, а при власти советов стал владельцем небольшого надела земли. Эта же власть землю у него и отняла. Изображая судьбу Хведора, рассказывая о ней, В. Быков изображает судьбу многих рядовых крестьян, таких же, как Хведор, ибо кредо настоящего художника
в том, чтобы создавать образ индивидуальный, но обобщенный и типизированный. Хведора постоянно мучает один и тот же вопрос: за что он так страдает? Умирает жена, дочь, сын отрекается от отца. Это больно, но главное несчастье Хведора в том, что он в своей деревне — изгой. Возвращаясь, домой, видит, что сад его разорен, а дом и прочие постройки растасканы. Разрушено то, что создавалось с таким трудом! И душа Хведора страдает из-за ощущения бесхозности, из-за того, что его работа ушла в никуда, и людям не послужила. По сути, Хведор, наказан судьбой и советской властью за свое трудолюбие и упорство. Есть в повести полный антипод Хведора, их сходство, пожалуй, только в том, что до революции они занимали не высокую ступень на социальной лестнице. Этот крестьянин ничего так и не добился. Хозяйство у него никудышнее, ибо сам он пьяница, лодырь, завистник, жадный до денег, абсолютно равнодушный к судьбе своих односельчан, их горю. И таких Советская власть если не жалует, то, по крайней мере, не трогает, потому что взять с него нечего, да и «полезный человек»: помогает найти и уничтожить врага советской России. В «Облаве» прослеживается невысказанная, но очевидная мысль: насильственное отнятие земли и хозяйства, созданного с невероятным трудом, лишь обедняет страну и не делает чести тем, кто этого не понимает. Коллективизация возможна, но не такими темпами и не такими средствами. При насильственной коллективизации все лучшие черты и традиции русского крестьянства обречены на гибель. Это стало понятным теперь. Обсуждать и анализировать политику — дело историков; пусть они решают, что было прогрессивным в политике Сталина, что — замораживающим, но отрицать негативное в раскулачивании сегодня уже не имеет смысла. «Облава» В. Быкова проникнута беспокойством, болью о русском крестьянстве, размышлениями о его судьбе и верой в возрождение настоящего российского крестьянства, верой в то, что все худшее временно, не долговечно.