Своеобразие бунинского пейзажа И. А. Бунин, как продолжатель литературной традиции
1. Ходасевич о творчестве Бунина.
2. Пейзаж в творчестве писателя.
3. Значение пейзажа в «Легком дыхании».
4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско».
И. А. Бунин — блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как поэт и прозаик. Он вошел в плеяду художников слова серебряного века, однако творил и после окончания этой эпохи, продолжая в своих произведениях традиции символистов:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поет в стволы ружья.
Один из известнейших поэтов и критиков, творивших, будучи в эмиграции, В. Ф. Ходасевич считал, что «.эмиграция сделала Бунина своим любимцем, ранние поэтические шаги Бунина совпали с началом символизма; символисты до последней минуты считали Бунина своим, однако разрыв последовал очень скоро». И действительно, через некоторое время Бунин-поэт становится Буниным-писателем, получившим в дальнейшем Нобелевскую премию за создание гениальных произведений малого объема. Об этом разрыве Ходасевич
Пейзаж имеет для Бунина особенное значение. Практически нет ни одного произведения, где не было бы пейзажа, изображенного легко и вместе с тем зримо. Особенность изображения природы у Бунина заключается в том, что он не столько материален, сколько психологичен. Основная задача автора не дать читателю фотографически точное описание местности, а передать тонкое настроение, эмоции, во власти которых пребывает и герой, и сам автор.
Часто пейзаж в рассказах Бунина несет важную функцию психологического параллелизма, то есть служит предметом, раскрывающим характер героя или подчеркивающим его мысли, эмоции, душевные порывы. Такой прием имеет немаловажное значение в общей композиции рассказа «Легкое дыхание».
Здесь заметна нарочно использованная автором предметная детализация. Иными словами, пейзаж в рассказе не просто декорация основных событий, а косвенный прием создания характера персонажа. Это традиционный для русской литературы прием. Например, для создания образа Наташи Ростовой стало важным восхищение девушки летней ночью, а старый дуб выполняет знаковую функцию для раскрытия душевного состояния Андрея Болконского. Легкому дыханию Олечки способствуют, подчеркивая его чистоту и искренность, такие пейзажные подробности, как «свежая, солнечная зима», «снежный сад», «лучистое солнце», «розовый вечер», «камни, по которым легко и приятно идти». В финале произведения после прочтения записи в дневнике героини: «.мне казалось, что я одна во всем мире», — читатель наблюдает прием рассеяния. И это рассеяние, перечисление пейзажей, ранее отмеченных автором (сад, город, каток, поле, лес, ветер, небо, весь мир) и создает открытое пространство героини — макропейзаж всего произведения.
При анализе необходимо сказать и про интерьер в тексте произведения: гимназический зал, кабинет начальницы, стеклянная веранда, «блистательная зала» на царском портрете. Это закрытое, в отличие от пейзажного, пространство героини. Но оно так же, как и природа, не враждебно ей. При серьезном и неприятном разговоре с классной дамой, происходящем в директорском кабинете, Оля не выглядит расстроенной, растерянной или напуганной. Напротив, ее радует интерьер кабинета, его простор и легкость, с которой в нем ей дышится, свежесть ландышей, тепло голландской печки, портрет царя и даже пробор в молочно-белых волосах начальницы. Героиня сосредоточена вовсе не на конфликте с директрисой, не на разговоре или противнике, у нее «роман» с царским портретом за спиной классной дамы.
Деталь в произведениях Бунина не работает на создание сюжета, она самодостаточна и ценна сама по себе, как показатель авторского внимания к обстановке и внешности его героев. Автор последовательно и очень зримо, вплоть до почти физических ощущений, организует свой художественный мир. Читатель ясно слышит и видит гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра в фарфоровом венке, нитку и клубок на лакированном полу и многое другое, хотя само описание достаточно лаконично и производит впечатление отвлеченного. Внешние детали обязательно присутствуют и в описании облика героев. Даже рассказ Оли об увлечении ею Малютиным сводится к точному и подробному описанию лошадей, одежды, бороды, глаз и запаха английского одеколона мужчины. Акценты смещены с событийной части рассказа в сторону особенностей внешности героев и окружающей среды. В финале произведения происходит слияние двух деталей — портрета героини и холодного весеннего ветра.
Велико значение пейзажа и символов и в рассказе «Человек из Сан-Франциско». Аллегорий и ассоциаций здесь очень много. Корабль «Атлантида» символизирует всю цивилизацию, главный. герой без имени — аллегорическое изображение буржуазного общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Этот человек живет исключительно для себя и ради себя, он заключен в футляр — корабль, идущий по морю — внешнему миру. Описание моря и морские пейзажи наиболее сильные стороны рассказа — они завораживают читателя, пугают. Море бушует и злится, но это не трогает пассажиров корабля, также как не трогают их люди, управляющие кораблем и находящиеся рядом с огромным котлом топки, названным автором девятым кругом ада.
В рассказе много аллегорий из Библии, подчеркнутых точным описанием и вниманием к деталям. Так, темное, грязное место трюма, освещаемое багровыми языками пламени, символизирует ад. Здесь намек писателя на то, что человек купил свое богатство и комфорт за счет душ людей, оказавшихся в трюме, и именно за это ему суждено расплатиться смертью.
Огромное значение для понимания общего замысла имеет образ гигантского, как утес, демона, являющегося символом грядущей катастрофы. Символичен и финал рассказа, когда веселье продолжается и после смерти главного героя, занявшего свое место в пустом ящике из-под содовой воды. И бальная музыка продолжает греметь «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса. океаном».
Во многих своих произведениях Бунин обращается к теме жизни, к ее значению. Для автора она заключается не в накоплении богатств или приобретении статуса в обществе, а в легком, как сама весна, дыхании и глубоком чувстве любви к окружающим и к этому бренному миру.