Анализ лирического стихотворения И. Бунина «Рассвет»
Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Мы проходим по улицам, но у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.
Иное дело — И. А. Бунин. Познакомившись с его творчеством,
Разгорайся, новый день, смелей!
Все мосты сожжены, прошлое ушло безвозвратно, незачем сожалеть о нем. Лишь будущее время, зарождающееся в мгновение настоящего, властно над человеком. Обращаясь в третьей строфе к солнцу, Бунин хочет заставить и нас поверить в то, что «вся жизнь — день радости и счастья!». Он понял принцип жизни и делится своим открытием с нами. Он подчеркивает выражения «по всей земле», «вся жизнь», как бы доказывая, что мир безграничен в соединении с природой. Закрыв глаза на мелкие неурядицы, поэт слепо верит в то, что человек рожден для счастья. Каждый миг, слагающий дни, недели, годы, несет нам лучшее; каждый миг ценен и неповторим. Небо — один из главных образов стихотворения. На нем происходит зарождение жизни, и оно отражает, словно зеркало, все происходящее на земле. Оно — своего рода душа человечества, его надежды и ожидания, хранитель всего самого сокровенного.
Размер стихотворения — пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой. Хорей — размер мажорный, и действительно — на протяжении всего стихотворения улавливается мотив активности, побуждения. Цвет стихотворения очень яркий, насыщенный, в некотором смысле пестрый. Поэт использует множество эпитетов: «бледных небесах», «серебряное пенье», «долин зеленых» и т. д. С их помощью стихотворение становится легким, чувственным, более эмоциональным. Ведь жизнь, будущее, свобода не имеют тесных рамок, эти понятия вкладывают непосредственность в каждую строчку. Используя такие метафоры, как «сумрак ночи прячется в лесах», «веет юной радостью», «льется звон костела», поэт стремится наполнить произведение активностью, особым смыслом, чтобы лучше передать его основные мотивы. Сравнивая звон костела с серебряным пением, Бунин придает тем самым стихотворению музыкальный тон.
Еще один художественный троп — олицетворение, с которым мы встречаемся во второй и третьей строфах. День и солнце. Этим неживым, казалось бы, понятиям поэт придал своеобразную окраску. В его сознании они — живые. Более того, на них возлагается серьезная задача — сделать мир светлым и радостным, поэтому они являются также основными образами стихотворения на фоне ясного неба. В произведении происходит ассонанс гласной «е», будто и в нее автор вложил особый смысл, будто она призвана вести нас за собой вперед, к свету, к счастью.
Мне очень понравилось это стихотворение. Оно настолько просто и естественно, что не вызывает никаких сомнений в истинности написанного. Особая реальность, соприкасающаяся со сказкой, как настоящее с будущим, представлена нашему вниманию. Мы не можем остаться безразличными к поэзии И. А. Бунина. А если так, не должны обходить стороной те законы, о которых он пишет. Они учат нас жить, а не существовать, чувствовать, а не предугадывать, любить, а не ненавидеть, не относиться с безразличием к окружающему миру. Хочется еще раз обратиться к милым строчкам:
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья!