Белинский – основоположник русской эстетики и литературной критики

Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, т. е. мысли”.
Теоретические суждения Белинского по многим вопросам и сегодня не потеряли живого актуального значения. Он создал ту концепцию реализма, которая в своих основных чертах оказалась справедливой для последующего развития русской литературы. Эта концепция была неотделима у Белинского от идеи народности литературы. Он был убежден, что “если изображение жизни верно, то и народно”. Еще в статье о Гоголе 1835 г. Белинский прямо утверждал, что народность есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения. По глубокому убеждению критика, подлинная народность заключается в постановке проблем большого общественного значения, в отражении прежде всего не внешнего, а внутреннего, духовного своеобразия народа, его субстанции, как писал Белинский, в верном воспроизведении существенных, типических черт действительности. Вместе с тем Белинский никогда не смешивал народность

с простонародностью, с преимущественным интересом к мелочным, этнографическим подробностям народной жизни. Он вполне был согласен с Гоголем, который сказал, что “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа” (“Несколько слов о Пушкине”). Именно поэтому Белинский решительно выступал против космополитических теорий, в соответствии с которыми национальность будто бы “происходит от чисто внешних влияний и выражает собою все, что есть в народе неподвижного, грубого, ограниченного, неразумного и диаметрально противопоставляется всему человеческому”.
В литературе и литературной критике 20-30-х годов понятия национальность и народность часто употреблялись как синонимы. Даже в статьях о Пушкине Белинский не всегда дифференцировал эти понятия. Долгое время критик полагал, что “русский поэт может себя показать истинно национальным поэтом, только изображая в своих произведениях жизнь образованных сословий.”, что для звания великого поэта мало умения “схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни.”. Однако во второй половине 40-х годов Белинский во многом уточняет свою позицию. Защищая принципы “натуральной школы”, он приходит к выводу, что прежде всего в народе, в крестьянстве отражаются лучшие национальные черты. Поэтому он считал несомненным достоинством “натуральной школы” то, что “от высших идеалов человеческой природы и жизни она обратилась к так называемой “толпе”, исключительно избрала ее своим героем.”, что и позволило литературе стать “вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною.”.
В системе эстетических воззрений Белинского важное место занимает принцип историзма. Он заключается в раскрытии многогранных связей литературы с жизнью, которая, как писал Белинский, “всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни”. Вот почему в критических статьях 40-х годов Белинский стремился рассматривать про




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Защита земли русской.
Сейчас вы читаете: Белинский – основоположник русской эстетики и литературной критики