Философское содержание романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман Булгакова Мастер и Маргарита не был опубликован при жизни автора и увидел свет лишь в середине 60-х годов. Роман сразу стал центром больших споров и дискуссий. Его философская глубина привлекла внимание лучших умов политической и литературной общественности страны. Достаточно сказать, что в том, что роман увидел свет, большая заслуга Константина Симонова. А он при советской власти пользовался большим авторитетом.
Основная философская линия романа борьба добра и зла. Воланд со своей свитой прибыл в Москву покарать зарвавшихся советских
Писатель как бы утверждает при помощи этой временной параллели, что проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа, а также отношение его с
Я не буду пересказывать историю прихода в мир Иешуа (Христа), она всем известна. А вот судьба Мастера, поставившего своей целью написать роман об Иисусе, чтобы напомнить людям о проповеди добра и любви, достойна философских рассуждений.
В своих философских исканиях писатель ставит Мастера в ситуации, сходные с судьбой Христа. Мастер также на своем поприще подвергается великим испытаниям. Булгаков на ярких в художественном и философском отношении образах показывает подлинную и мнимую силу человека на земле, подлинную и мнимую свободу его духа. По мысли автора, Понтий Пилат, обладающий властью над Иешуа и ведущий его допрос, вдруг начинает чувствовать превосходство духа этого нищего философа над собой, великим властителем людей. Несомненно тонко психологически подмечено писателем и то, что истинное величие духа не может не внушать чувство уважения и даже страха сильным мира сего.
Понтий Пилат, несмотря на свои старания, не может сохранить душевного равновесия в словесной дуэли с нищим философом. Властителю не помогает его философия рабовладельца. Он чувствует, что с этой философией он беззащитен перед высшей правдой и гармонией мира.
С другой стороны, Иешуа остается верен своей правде даже перед лицом смерти, а не только перед прокуратором.
Пилат весьма усложненная личность. Он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него, держат в определенных рамках. Душа его начинает бунтовать, чувствуя правоту Иешуа. Но Булгаков точно не замечает этого и беспощадно осуждает Пилата за его поступок: смертный приговор Иешуа. Булгаков-философ в данном случае встает на место Иешуа, и, несмотря на объективные и субъективные условия, по которым Пилат не может поступить иначе, автор утверждает высший философский закон, по которому на определенном нравственном уровне не может быть двух правильных решений, а есть единственный шаг к высшей правде.
Мастера писатель ставит в несколько иную философскую позицию. Мастер уверен, что все люди не могут стать добрыми и что им надо прощать обиды. Он пока не может дотянуться душой до высшей правды, но его вера в то, что рукописи не горят, если это честные книги, оставляет за ним право на понимание в будущем высшей правды и гармонии мира.
Именно такая философская идея Булгакова более близка нам сегодня. Она заставляет нас задуматься над проблемами, которые еще долго не утратят своей актуальности в человеческом обществе.