Почему в романе “Мастер и Маргарита” утверждается что трусость – один из самых главных человеческих пороков

Роман “Мастер и Маргарита” – главное произведе­ние М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хоро­шо знающий творчество писателя, который бы стал ут­верждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман “Мастер и Маргарита” и о Булгакове сказала: “Он гений”. Нельзя не согласиться с такой характеристикой писателя.
М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” подни­мает вопросы о человеке и времени, о равновесии света и тьмы, о взаимопереходе добра и зла. Среди

всего – тема человеческих пороков.
Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков явля­ется трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам “за­навес” времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, донос­чики) существуют во все времена. А ведь в основе цреда-тельства тоже, скорее всего, лежит трусость – порок, ко­торый существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет,
он ведь тоже чего-то боится. Еще в восемнадцатом веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что “после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости”.
В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь слу­житель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил – отказался от своей книги. Он сломлен обру­шившимися на него невзгодами, но сломал он себя и сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стра­винского, когда уверил себя, что “не нужно задаваться большими планами”. Он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только “покой”.
Иешуа – странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Иешуа физически слабый человек, но вместе с тем он – личность, он человек мысли. Он выше Мастера. И учение Иешуа, и произведение Мастера – это своеобразные нравственные и художественные центры. Мастера в отличие от Иешуа перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, за­ставили отказаться от творчества. Он струсил, сжег руко­писи и нашел убежище в клинике для душевнобольных. Возможность для творческой жизни Мастер обретает лишь в потустороннем мире. Иешуа же слаб физически, но силен духовно. Он ни при каких обстоятельствах не от­казывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими сур­рогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же “бродяга”, “слабый человек” пере­вернуть жизнь Понтия Пилата, “всемогущего правителя”.
Понтий Пилат – представитель власти император­ского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого че­ловека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по слу­чаю наступления праздника Пасхи. У Понтия Пилата проявляется к Иешуа и жалость, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.
Маргарита – слабая женщина. Но она выше Мастера. Ведь во имя своей любви и веры в талант своего возлюб­ленного она преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Да, Маргарита не яв­ляется идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.
Вромане “Мастер и Маргарита”, по словам А. 3. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и по­лучил. Самый большой порок – трусость – обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в “Белой гвардии” М. Булгаков предостерегал: “Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опас­ности”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Особенности античной литературы.
Сейчас вы читаете: Почему в романе “Мастер и Маргарита” утверждается что трусость – один из самых главных человеческих пороков