“Нет ни в Париже, ни в Мюнхене рыдающего страдания, глубоко затаенного под улыбкой мягкой грусти.” (Л. Долгополова) (Творчество Андрея Белого)

Андрей Белый родился в 1880 году в профессорской семье. Родители были очень разными людьми: отец – математик, мать – натура творческая, любила музыку. Воз-можно, это сыграло не последнюю роль в развитии мальчика. От отца Андрей Белый приобрел любовь к наукам, от матери – пристрастие ко всему прекрасному. Будучи юношей, будущий поэт долго колебался в выборе своего пути: “.кто я? Композитор, философ, биолог, поэт, литератор или критик?” В 1903 году молодой человек успешно завершает обучение на естественном отделении физико-математического

факультета Московского университета. Андрей Белый увлекается философией, литературой. Именно он находится у истоков русского символизма, который отвергает принятые догматы и не приемлет эстетическую замкнутость. Поэт находится в поисках новых художественных форм, пытаясь проникнуть в глубь душевных переживаний и порывов.
Стихи Андрея Белого не всегда легки в восприятии: дисгармония здесь сочетается с соразмерностью, убогое – с прекрасным, а скупое – с щедрым.
Вот гнезда, где черные очи, Зияя в откосе крутом, В туман ниспадающей ночи Визгливо стрельнули стрижом.
Многие литературоведы считают, что поэт
так до конца не смог реализовать все свои творческие замыслы в поэзии. Однако энергетика, излучаемая его произ^ ведениями, неповторима и очаровательна. Стихи Андрея Белого непредсказуемы, как сама стихия. То они громоздки и массивны, то легки и прозрачны. В любом случае они как бы балансируют на грани естественности и наигранности, рассудочности и легкомысленности.
Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина-мать, В сырое, пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать:
Туда, па равнине горбатой, Где стая зеленых дубов Волнуется купой подъятой, В косматый свинец облаков.
Поэтический мир Андрея Белого наполнен и русской народно-песенной и народно-плясовой стихией. Поэзия воспринимается поэтом как музыка, с ее переливами, переплетениями звуков и вибраций.
Ей, помчались! Кони бойко
Бьют копытом в звонкий лед;
Разукрашенная тройка Закружит и унесет.
Музыка чувствуется во многих произведениях поэта. Белый прекрасно чувствует границу между словом, звуком и цветом. Это помогает ему в стихах осуществлять неожиданные переходы, преодоления. В качестве примера ритмической прозы можно вспомнить известный роман Андрея Белого “Петербург” или поэтические симфонии в прозе “Возврат”, такие произведения, как “Драматическая”, “Северная симфония”, которые построены по законам музыкальных произведений. Слово у поэта выполняет множество функций и всегда интонационно наполнено. Это слово-крик, стон, боль. Оно одновременно и звук, и мелодия, и целое музыкальное произведение.
Мои слова – жемчужный водомет, средь лунных снов, бесцельный, но вспененный, капризной птицы лет, туманом занесенный.
Тонкой нервущейся нитью через все творчество поэта проходит мотив отчаяния, унылого одиночества.
Сирый, убогий в пустыне бреду.
Все себе кров не найду.
Плачу о дне.
Плачу. Так страшно, так холодно мне.
Годы проходят. Приют не найду.
Сирый иду.
Даже в названиях произведений часто используются слова “одиночество”, “от-чаянье”, “предчувствие”, “смерть”. М. Цветаева писала, что “ничего одиноче его вечной обступленности, обсмотренности, обслушанности” она не знала. Лирический герой Андрея Белого одновременно хрупок и силен, ироничен и добр. Он отчаянно переживает драматизм окружающей действительности и принимает жизнь такой, какая она есть, без прикрас.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Цветаева о пушкине гений.
Сейчас вы читаете: “Нет ни в Париже, ни в Мюнхене рыдающего страдания, глубоко затаенного под улыбкой мягкой грусти.” (Л. Долгополова) (Творчество Андрея Белого)