Дарьяльский — характеристика литературного героя
ДАРЬЯЛЬСКИЙ — герой «повести в семи главах» Андрея Белого «Серебряный голубь» (1909). Прототипом Петра Дарьяльского был поэт-символист Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942).
Роман «Серебряный голубь» задуман Белым как первая часть трилогии «Восток и Запад», в рамках которой он надеялся раскрыть на современном материале исторически важную роль России как соединительного моста между Европой и Азией, Востоком и Западом. Этим началам, соединившимся по воле Петра I, в русской истории не суждено примириться. Отысканию пути, на
Петр Петрович Д., как и другие герои романа, — фигура символически-многозначная. Студент, будущий филолог-классик с томом Марциала в руках, он приехал в гости к своей невесте Кате, внучке и наследнице семьи немецкого происхождения Тодрабе-Граабен. Эта фамилия насыщена символикой смерти (Tod — смерть, Rabe — ворон, Grabe — гроб), все ее члены (помимо Кати это еще ее дядя — петербургский чиновник
Д. знакомится с сектой «голубей», радения которых напоминают хлыстовские. «Духиня», «богородица», темная баба Матрена вызывает у героя страсть, которая уводит его от светлой Кати в темную стихию Востока. Катя самоотверженно пытается прийти к нему на помощь, но Матрена не выпускает его из своих сетей. Сектанты помогают ей улавливать Петра, они надеются, что в результате сближения с ним «богородица» родит младенца, которого они готовы почитать как воплощение своего бога.
Описывая метания Д. между двумя женщинами, Белый использовал факты своей биографии: отношения Д. к Матрене отчасти напоминают то, как Белый истолковывал свое увлечение Любовью Дмитриевной Блок, неудачный роман с которой он пережил незадолго до этого; Катя походила на будущую жену Белого Асю Тургеневу, сближение с которой началось в 1909 году.
Однако отношения между героями носят скорее символический характер: в сближении с Матреной для героя открывается возможность слияния с темной народной стихией, воплощающей восточное начало России; Катя, напротив, выражает утонченное западное начало, но оно в рамках общей концепции романа оказывается бессильным перед напором восточной стихии.
Присутствуя на сектантских радениях, Д. ясно ощущает их ужас, но у него не хватает сил выбраться из сетей секты, побороть гипноз их чар. Герой становится для Белого символом нового поколения молодежи, снова оказавшейся на историческом распутье между Востоком и Западом, между которыми должна проложить свой путь новая Россия. По замечанию Л. Долгополова, фамилия Дарьяльский (дарьял — ущелье, проход, ворота) скрывает в себе идею поиска пути между двумя крайностями.