«Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала.»
Каждый писатель в своем творчестве ищет свой идеал мировоззрения, вбирающий в себя ориентиры на настоящие жизненные ценности Таким писателем без сомнения является и АИ Куприн, создавший повесть о приобретении нравственного идеала в ходе нравственного роста заурядной на первый взгляд личности Проблематика купринского «Поединка» выходит далеко за пределы проблематики традиционной военной повести Куприн говорил о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, о взаимоотношениях
Основа сюжета «Поединка» — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю неправомерность социальных отношений людей И вновь Куприн говорит не о вьщающихся личностях, не о героях, а о русских офицерах и солдатах рядового армейского гарнизона Умственные, духовные, житейские устремления офицеров мелки и ограниченны Если в начале повести
Образ Шурочки вызывает двойственное отношение у читателя, что объясняется двойственным отношением и самого автора к героине Образ ее рисуется самыми светлыми красками, но в то же время для Куприна явно неприемлемы ее расчетливость и эгоизм в любви Ему ближе безрассудное благородство Ромашова, его благородное безволие, чем эгоистическая воля Шурочки Она преступила во имя эгоистического идеала грань, которая отделила ее от бескорыстных и жертвующих во имя любви жизнью и благополучием подлинных купринских героинь, нравственную чистоту которых он всегда противопоставлял узости расчетливого мещанского чувства Образ этот будет в последующих произведениях Куприна варьироваться с акцентом на разных сторонах характера
Образ Ромашова являет собой дальнейшее развитие концепции купринского «естественного человека», поставленного в конкретные условия социальной жизни Как и Бобров в «Молохе», это слабый герой, но уже способный к сопротивлению в процессе «прозрения» Однако его бунтарство основывается на совсем иных, чем у Шурочки, стремлениях и идеалах Он вступил в жизнь с ощущением несправедливости к нему судьбы мечтал о блестящей карьере, в мечтах видел себя героем, но реальная жизнь разрушила эти иллюзии Таким образом, Куприн ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия, активного проявления своего отношения к окружающему, поиску настоящего, а не мнимого идеала Видя, как рушатся его романтические представления о жизни, Ромашов ощущает и собственное падение В результате его «прозрения» мучительно ломаются старые наивные нравственные идеалы героя Он приходит к выводу о необходимости сопротивления среде В этой ситуации сказывается уже новый взгляд Куприна на отношения героя к среде Если положительный герой его ранних рассказов лишен активности, а «естественный человек» всегда терпел поражение в столкновении со средой, то в «Поединке» показано растущее активное сопротивление человека социальной и нравственной бесчеловечности Надвигающаяся революция вызывала общественное пробуждение сознания русского человека Эти процессы общественного роста личности, перестройки социальной психологии человека демократической среды объективно отразились в произведении Куприна Характерно, что духовный перелом Ромашова наступает после встречи его с солдатом Хлебниковым Доведенный до отчаяния издевательствами со стороны фельдфебеля и офицеров, Хлебников готов на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни Ромашов потрясен силой его страданий Увидев в солдате человека, он начинает думать не только о собственной, но и о народной судьбе В солдатах он усматривает те высокие нравственные качества, которые утрачены в офицерской среде Ромашов как бы с их точки зрения начинает оценивать окружающее Меняются и характеристики народной массы Если в «Молохе» Куприн рисует людей из народа как некий безликий фон, то в «Поединке» характеры солдат четко дифференцированы, раскрывают различные грани народного сознания