Андрей Белый — Борис Николаевич Бугаев
«Деревня»
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь.
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.
«Из окна вагона»
Тема хаоса — сквозная тема сборника — особенно акцентиро — вана в этом разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство вы — ражено в образах : — «неизвестности»
— «оторопи» :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом.
«Отчаянье»
— смерти :
Над страной
Встала Смерть.
«Веселье на Руси»
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни.
«Русь»
Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами под — черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы — сунутый «красный язык» висельника, и стаи то черных, то изум — рудных мух, и кровь, свищущая пеной «из-под красной рукоятки» — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном прос — транстве смерти : Красною
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
«Убийство»
Пространство следующего раздела «Город» еще конкретнее : Москва «пира во время чумы» . Ритуальная пляска Смерти перене — сена в «Городе» с открытых пространств России в замкнутый ми — рок квартир : .Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
«Маскарад»
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ни — чего вокруг себя. Среди участников «пиров» только один поэт-ар — лекин знает о том что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина, но и в облике страстотерпца : Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. «Прохождение» Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе «Безумие» : — венок из «колючей крапивы» : Над простором плету, неподвижен, Из колючей крапивы венок. «В полях» — приложенный к «челу пучок колючего чертополоха» — бегущая с чела кровавая струя : С чела, с кровавого плеча Кровавая струя струится. «Успокоение» Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела — «Друзьям», — зато укрепится и усилится в следующем разделе «Просветы» : Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти? «Жизнь» «Пепел» является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -«Урна»(1909). Этот сборник посвя — щен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегичес — кий характер, хотя в «Урне» содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме : Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели. И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, — Уйду, сокрытый мглой ночной, В ночное, в ледяное поле. Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки. «Ссора» «Урна» — последнее, что создал Андрей Белый в драматичес — кое четырехлетие ( 1905 — 1908 гг. ) В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернув — шись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи — шет «Путевые заметки» — самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наезжая в Россию. В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожи — дает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня!. Россия, Россия, Россия, — Мессия грядущего дня! «Родине» Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму «Первое свидание» — реквием по сгоревшему в буревой стихи ми — ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. «Первое свидание» — вершина поэзии Андрея Белого 20-х го — дов. Дальше начинается «путь нисхождения». В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуман — ной Белым эпопеи «Москва». «Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества. Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому»,- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской на — туры. Последние годы жизни Белого не составляют исключения, ско — рее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над «Москвой» с путевыми заметками «Ветер с Кавказа» и «Армения», с трудами по стиховедению, фило — софскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что создан — ная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой «орнаментальной про — зы». Литература : Андрей Белый. Сочинения. Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. Андрей Белый. О себе как о писателе. В. Пискунов.»Сквозь огонь диссонанса».