Андрей Белый – Борис Николаевич Бугаев

“Деревня”
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь.
Там – убогие стаи избенок,
Там – убогие стаи людей.
“Из окна вагона”
Тема хаоса – сквозная тема сборника – особенно акцентиро – вана в этом разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом – первобытное чувство священного ужаса. Это чувство вы – ражено в образах : – “неизвестности”
– “оторопи” :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом.
“Отчаянье”
– смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
“Веселье на Руси”
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни.
“Русь”
Пространство следующего “круга” – “Деревни” – имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами под – черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы – сунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изум – рудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки” – символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном прос – транстве смерти : Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
“Убийство”
Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее

: Москва “пира во время чумы” . Ритуальная пляска Смерти перене – сена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый ми – рок квартир : .Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
“Маскарад”
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ни – чего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт-ар – лекин знает о том что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина, но и в облике страстотерпца : Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. “Прохождение” Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие” : – венок из “колючей крапивы” : Над простором плету, неподвижен, Из колючей крапивы венок. “В полях” – приложенный к “челу пучок колючего чертополоха” – бегущая с чела кровавая струя : С чела, с кровавого плеча Кровавая струя струится. “Успокоение” Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела – “Друзьям”, – зато укрепится и усилится в следующем разделе “Просветы” : Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти? “Жизнь” “Пепел” является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -“Урна”(1909). Этот сборник посвя – щен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегичес – кий характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме : Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели. И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, – Уйду, сокрытый мглой ночной, В ночное, в ледяное поле. Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки. “Ссора” “Урна” – последнее, что создал Андрей Белый в драматичес – кое четырехлетие ( 1905 – 1908 гг. ) В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернув – шись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи – шет “Путевые заметки” – самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наезжая в Россию. В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожи – дает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, – Безумствуй, сжигая меня!. Россия, Россия, Россия, – Мессия грядущего дня! “Родине” Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму “Первое свидание” – реквием по сгоревшему в буревой стихи ми – ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. “Первое свидание” – вершина поэзии Андрея Белого 20-х го – дов. Дальше начинается “путь нисхождения”. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуман – ной Белым эпопеи “Москва”. “Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества. Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому”,- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской на – туры. Последние годы жизни Белого не составляют исключения, ско – рее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с трудами по стиховедению, фило – софскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что создан – ная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой “орнаментальной про – зы”. Литература : Андрей Белый. Сочинения. Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. Андрей Белый. О себе как о писателе. В. Пискунов.”Сквозь огонь диссонанса”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Прием воспитания.
Сейчас вы читаете: Андрей Белый – Борис Николаевич Бугаев