Прозаические произведения Батюшкова
Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова — повесть из времен князя Владимира «Предслава и Добрыня» (1816) — относится к жанру сентиментальной исторической повести, сложившемуся в русской литературе под влиянием Н. М. Карамзина (например, «Марьина роща» В. А. Жуковского).
Это довольно большой очерк, в котором автор очень верно и метко нарисовал ряд картин Москвы, нравов и обычаев «забавных москвичей». Писатель находит, что московская жизнь представляет «обширное поле для комических авторов», которые, к сожалению, «мало чувствуют цену собственной неистощимой руды». Намечая такие творческие перспективы, Батюшков иронически отзывается о «модных писателях, которые
На первом месте в «Опытах» Батюшков поместил известную «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». Вместе со статьей «Нечто о поэте и поэзии» эта речь стала одним из манифестов новой русской эстетики. Сюда примыкают статьи Батюшкова о М. В. Ломоносове и А. Д. Кантемире, а также статья «Прогулка в Академию художеств» (1814) — один из первых образцов русской художественной критики.
В жанре путевого очерка и в форме письма к приятелю написан этюд «Путешествие в замок Сирей». Автор отказывается от шаблонной манеры сентиментальных «путешествий»: «Не стану следовать похвальной привычке путешественников, не стану украшать истину вымыслами». Очеркист очень точно и просто описывает все виденное им во время поездки в замок, где долгие годы провел Вольтер. В этом очерке, как и в «Прогулке по Москве», Батюшков развивает те реалистические тенденции, которые составляют сильную сторону «Писем русского путешественника» Карамзина.