Эпикурейская лирика Константина Николаевича Батюшкова
В литературном движении 1801 -1815 гг. К. Н. Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений, которые стали тормозом в развитии русской литературы. Своим творчеством Батюшков способствовал становлению нового литературного направления — романтизма. Соратник В. А. Жуковского, он искал собственного пути в поэзии, обогащая ее новыми художественными элементами. Вместе с Жуковским Батюшков явился непосредственным предшественником и учителем А. С. Пушкина. И все же приходится
Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 г. в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Отец Батюшкова, большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образование. Батюшков воспитывался в лучших петербургских пансионах. Много содействовал
Литературные интересы способствовали сближению писателя с товарищами по службе в Министерстве народного просвещения — И. П. Пниным и Н. А. Радищевым, членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В 1805 г. Батюшков был принят в члены Вольного общества. В те же годы у него завязывается тесная дружба с Н. И. Гнедичем. Общается поэт и с другими видными писателями того времени.
Особенно большое значение имело для Батюшкова сближение его с семьей А. Н. Оленина, знатока литературы и искусства, в салоне которого собирались писатели, художники, артисты. Здесь господствовал культ античности, ценимой и постигаемой не через посредство классицизма XVII-XVIII вв., а в ее подлинном виде. Это повлияло на литературные вкусы молодого поэта.
К 1802-1303 гг. относится одно из первых творений Батюшкова — «Мечта». Вскоре его имя начинает появляться и в печати: в 1805 г. в журнале «Новости русской литературы» было напечатано стихотворение Батюшкова «Послание к стихам моим», печатаются и другие произведения. Что представляли собой первые опыты молодого поэта? Уже в стихотворении «Мечта» звучат мотивы, которые станут характерными для поэзии Батюшкова. Поэт призывает мечту, «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса,
— Где ветр шумит, ревет гроза,
— Где тень Оскарова, одетая туманом,
— По небу стелется над пенным океаном.
Из этого мира оссиановской поэзии поэт переносится мечтой к любимой женщине, «одетой ризою прозрачной, как туманом». Погружаясь в эти «романтические» туманы, поэт забывает печальную действительность, хижину свою начинает считать дворцом, «горесть» называет «сладостной» (тот же мотив, что и у В. А. Жуковского). Мечта способна дать утешение даже невольникам, руки которых отягчены цепями. Счастье мечты поэт-романтик противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». Возникает антитеза «света» и «скромной сени», где поэт обретает «мир, вольность и спокойство». Отсюда вытекает одно из положений романтической поэтики: «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». Через полтора десятилетия, перерабатывая «Мечту» для сборника своих произведений, Батюшков сохраняет общую концепцию стихотворения и все его мотивы. Поэт-романтик остается верен культу мечты, услаждавшей его пребывание в «краях изгнанников» (в Финляндии). Тяготение к «мечтательному» миру охватывает теперь поэта еще более властно:
— Где ты скрываешься,
— Мечта, моя богиня?
— Где тот счастливый край, та мирная пустыня,
— К которым ты стремишь таинственный полет?
В «Послании к Хлое» (1805) поэт противопоставляет свою «мирну хижину», куда он удалился с Хлоей, «свету», с которым он порвал. В стихотворении «К Филисе» (1805) Батюшков сатирически рисует высшее общество, где царит «гордость глупая», окруженная «кучей глупых обожателей». Поэт хочет «доказать»,
Что спокойствие есть счастие, Совесть чистая — сокровище, Вольность, вольность — дар святых небес.
Здесь отчетливо выражена романтическая антитеза высокого мира человеческой личности и несовершенной действительности. Эта действительность отрицается в ее общественно-моральных недостатках и пороках. Но отрицание порочной действительности не переходит в борьбу с ней. Душевное спокойствие, чистая совесть, внутренняя свобода — вот тот путь, на котором, по мнению поэта, следует искать преодоления противоречий жизни. Правда, Батюшков иногда готов признать полезной и общественную деятельность. В стихотворении «На смерть И. П. Пнина» (1805) он пишет:
— Пнин был согражданам полезен,
— Пером от злой судьбы невинность защищал.
Однако в «Послании к Н. И. Гнедичу» (1805) автор отказывается, «громку лиру взяв, пойти вослед Алкею», поэту древности, прославившемуся своими гражданскими стихотворениями, и, называя себя «летописателем веселий и любви», снова противопоставляет мечту, которая «все в мире золотит», «пустой» истине.
Очень скоро романтический мир поэта-эпикурейца, противопоставляемый им реальной действительности, приобретает конкретные очертания, определяющие своеобразие батюшковского романтизма. «Манифестом» этого романтизма явилось напечатанное в 1806 г стихотворение «Совет друзьям». Через несколько лет Батюшков снова обращается к этому стихотворению и печатает его новую редакцию под заглавием «Веселый час» (1810), сохраняя, как и при переработке стихотворения «Мечта», его основное содержание.
Особенно отчетливо это выступает в приобретшем большую популярность послании Батюшкова «Мои пенаты» (1811 -1812, опубл. 1814). Все стихотворение построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», составляющим основной жизненный интерес «высоких» общественных кругов: «развратных счастливцев» с их «наемного душой», «придворных друзей», «надутых князей». Не этим баловням судьбы, а убогому калеке-воину, старцу, «убеленному годами и трудом», поэт хотел бы дать приют в своей «смиренной хате». Сам он, забытый «в стране безвестной», «без злата и честей», находит счастье в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любимых поэтов и в поэтическом творчестве. Явная оппозиционность по отношению к правящим кругам, отвращение к «придворным узам» отличает эпикурейскую лирику Батюшкова от сглаживающей противоречия идиллической поэзии сентименталистов.