Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, и в нем автор отразил главный конфликт, расколовший русское общество накануне эпохи реформ. Это конфликт между разночинцами-демократами, выступающими за решительное проведение реформ, и либера­лами, предпочитающими путь постепенных преобразова­ний. Сам Тургенев принадлежал ко второму лагерю, но j героем романа он сделал своего идейного противника, разночинца по происхождению и нигилиста по взглядам Ев — гения Базарова.
Первая наша встреча с героем происходит 20 мая 1859

года, когда Аркадий Кирсанов, возвращающийся после окончания учебы в родное «дворянское гнездо», привозит с собой своего нового приятеля, Базарова. Фигура База­рова сразу же привлекает наше внимание: в нем чувству­ется внутренняя сила, спокойная уверенность, независи­мость во взглядах, поступках, суждениях. Он, бесспорно, оказал сильное влияние на Аркадия. Тургенев обращает внимание читателя на небрежные манеры Базарова, на его одежду, «балахон с кистями», которую сам герой назы­вает «одежонкой», на его обнаженную красную руку, не знавшую, очевидно, белых перчаток и привыкшую к тру­ду. Автор рисует портрет
героя: мы видим его длинное и худое лицо с широким лбом, «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров учился на врача и в следующем году собирался «держать на доктора».
Главный предмет интересов Базарова — естественные науки. Он обладал глубокими и широкими познаниями в физике, химии, биологии, медицине. Он, по выражению Аркадия, «все знает». Но, как мы скоро убеждаемся, зна­ния Базарова были несколько односторонними. Герой при­знавал только те науки, которые приносят видимую прак­тическую пользу. Поэтому Базаров преклонялся перед ес­тественными науками и совершенно не признавал философии, искусства. Он говорил: «И что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания, а наука вообще не существует вовсе».
Эта ограниченность во взглядах объясняется убеждени­ями Базарова. Он называет себя «нигилистом», то есть че­ловеком, который «не склоняется ни перед какими авто­ритетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров верит только в то, что можно проверить опытом, экспериментом. Он отрицает полезность литературы, жи­вописи, музыки, искусства вообще для человека, ведь они не приносят, как ему кажется, практической пользы. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого по­эта, — утверждает Базаров. — Рафаэль гроша медного не стоит». Герой Тургенева не понимает, что для человека искусство так же важно, как и практические науки.
Не­даром существует мудрая русская пословица: «Не хлебом единым жив человек». Эти взгляды Базарова, бесспорно, обедняют его как личность, и мы не можем их принять. В этом плане мне кажется более симпатичным образ Ни­колая Петровича Кирсанова, который умеет тонко чувство­вать и понимать прекрасное: он любит Пушкина, увлеченно играет на виолончели, восхищается красотой русской природы. Базаров же равнодушен к красоте природы, оа смотрит на нее чисто практически. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит он. Но во взглядах Базарова есть и положительные стороны — это отрицание» устаревших понятий и представлений. Прежде всего это относится к его взглядам на дворянство и, в частности, на аристократию. Базаров всегда подчер. кивал свое недворянское происхождение, хотя его мать происходит из обедневших дворян и у его родителей есть даже своя маленькая усадьба и одиннадцать человек кре­постных. Герой гордится своей близостью к народу, он даже представляется по-народному — Евгений Васильев. «Мой дед землю пахал», — заявляет Базаров.
Он привык с детства трудиться, учился на «медные деньги», сам себя содержал, не брал у родителей ни копейки. Огромное трудолюбие, работоспособность, настойчивость, сила воли практичность — вот те качества, которыми Базаров может заслуженно гордиться и которые привлекают нас в Базарове. Он постоянно трудится: ставит опыты, «режет ля­гушек», занимается медицинской практикой. Эти занятия Базарова резко контрастируют с «сибаритством» Аркадия и аристократическим ничегонеделанием Павла Петровича, которого Базаров искренне презирает и считает никчем­ным человеком.
Но не все поступки Евгения вызывают нашу симпатию. Мы не можем одобрить его чувств к родителям, к кото­рым он относится несколько высокомерно-снисходитель­но и которым невольно причиняет боль. А ведь они так искренне любят его, так гордятся им! Отношение Базаро­ва к Аркадию тоже не всегда можно назвать товарищес­ким. Евгений иногда кажется грубым, бесчувственным. Но за этой внешней грубостью скрывается нежное, ранимое сердце, способное к глубокому чувству. Хотя Базаров от­рицает чувство любви, но сам он способен глубоко и ис­кренне любить. Это доказывает его отношение к Анне Сер­геевне Одинцовой. Именно ее умирающий Базаров просит позвать к себе, чтобы перед смертью увидеть еще раз.
Смерть Базарова, так правдиво изображенная в рома­не, производит на нас сильное впечатление. Сам Тургенев считал Базарова лицом трагическим, потому что, по мне­нию автора, у него не было будущего. Д. И. Писарев в статье «Базаров» писал: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам» как он умирает. Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Герой умирает, не отрекшись от своих взглядов, своих убеждений, не изменив себе. И трагическая смерть Базарова являет­ся заключительным аккордом его короткой, но яркой жизни.
Личность Евгения Базарова, его взгляды, поступки, конечно, неоднозначны, мы можем принимать или не при­нимать их. Но они, бесспорно, достойны нашего уважения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова