Настоящий писатель это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано возникновение в литературе жанра утопии. В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии. Жизнь заставляла писателей задуматься: так ли
хороши будут те результаты, к которым может прийти человечество? Вообще, что есть прогресс? То, что помогает человеку стать хозяином природы, мира чувств, своего же естества? Но не приведет ли это к потере человеком своей индивидуальности, к обезличиванию серой одинаковой массы? Е. Замятин писатель, которому удалось довольно точно разглядеть приметы некоего антипрогресса в окружающей действительности первых лет советской власти. Конечно, предметом его размышлений становится не только технический прогресс, но и те общественные идеалы, которые выдвигались за непререкаемые истины. Замятин задается вопросом: каким должно
быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос знаменитый четвертый сон Веры Павловны из романа Н. Г. Чернышевского Что делать?. Е. Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла. В романе Мы в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели. К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается математически совершенная жизнь Единого Государства. Символический образ огнедышащего интеграла, чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-нумеру, лишенному имени, было внушено, что наша несвобода есть наше счастье и что это счастье в отказе от я и растворении в безличном мы. Внушено, что художественное творчество уже не беспардонный соловьиный свист, а государственная служба. Личная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая в соответствии с табелем сексуальных дней. Роман Е. Замятина предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. Однотипность безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами хранителей. Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной де