«Я родился свободным как ветер» («Простак» Вольтера)
Просвещение конца XVIII — начала XIX столетия называют литературной эпохой, которая всколыхнула литературную жизнь. Это было начало возникновения сентиментализма как направления в литературе, появился новый жанр, продолжающий свое развитие и по сей день, — это философская повесть. Среди основателей нового жанра был и Вольтер — известный к тому времени писатель-гуманист. Непревзойденные по смыслу и с философским осмыслением произведения Вольтера и до сих пор волнуют читателя, а высказывания из них вошли в мировую казну афоризмов. Философская
Из-за коварности святых отцов молодой Гурон попадается к тюрьме, именно там он знакомится с Гордоном, который научил его мыслить, понимать суть вещей. Юноша будто губка впитывал знания и имел данный природой дар не только понимать, но и анализировать их, пропуская через осознание добра, добропорядочности. После продолжительных бесед, обсуждений Гордон приходил к выводу: «.я укреплял лишь предрассудки, а он слушает лишь голос природы». И это и понятно, так как слова Простака «Я родился свободным, как ветер.» — поэтому подтверждение.
Через восприятие мира Простаком Вольтер показывает лживость правящих верхов. Гурон попадает в разные смешные ситуации: несколько часов стоит в воде, ожидая крещение, так как записано в Библии, которые должны принять крещение в воде; требует от священника, чтобы тот тоже исповедовался перед ним, — так записано в Святом письме; простодушно не понимает, почему нельзя попасть к королевскому дворцу, ведь у него спешное дело. Однако именно такая простота раскрывает французскую действительность с ее саркастически-смешным, лицемерным, циничным, к отчаянию бесчеловечным укладом жизни.
Наконец, Вольтер ставит вопросы о первопричине зла: где его корни, где точка его отсчета? И это уже не философские раздумья на тему добра и злая, а разоблачительная и социально значащая концепция существующего режима, поскольку все преступные действия сильных мира освящаются церковью, поддерживаются ею, «узаконивая беззаконие». Преступление по-разному воспринимается Простаком и вельможами, и когда Сент-Ив сознается в своем грехопадении, которое наконец приводит до трагического конца, Гурон делает замечание: «.преступление может быть содеяно, только если в нем принимает участие сердце; а ваше сердце отдано добропорядочности и мне».
Мастер сказа и философских обобщений, Вольтер открыл еще одну страницу развития литературы, посвятив ее обычному человеку, который старается познать мир.