Вольтер автор повести «Простак»
Чрезвычайный талант объединялся у Вольтера с впечатляющим трудолюбием и неисчерпаемой энергией. Писатель часто избирал себе псевдонимы: их насчитывают 137. Правда, большей частью авторство не удавалось спрятать — льва узнавали по когтям. Писал Вольтер быстро и легко. Казалось, ловил каждый миг, будто боялся не успеть что-то сделать. По словам секретарей, рабочий день художника длился 18 — 20 часов. Ночью он просыпался, будил секретаря и диктовал или же писал сам. На столике возле кровати на этот случай лежали перья и бумага. Работал он быстро,
Он писал в письме к Дидро: «Пока во мне будет хотя бы искра жизни, я буду к услугам знаменитых авторов «Энциклопедии». В свою очередь редакторы «Энциклопедии» называли
Конфликт естественного человека Гурона и французского общества как центральный в произведении. Цель: представить сведения о особенностях жанра философской повести, раскрыть идейное содержание и художественную структура повести Вольтера «Простак», смысл ее названия, центральный конфликт произведения. Развить навыки анализа художественного произведения, расширять теоретико-литературные знания, воспитывать потребность в чтении художественных произведений. Так, Вольтер был одним из авторов «Энциклопедии», его драмы с успехом шли в французских театрах, а его стихи и знаменитая поэма «Орлеанская дева» принесли ему славу выдающегося поэта. Но в творческом наследии писателя есть и небольшой том особых произведений. Это «Философские повести».
Определить жанр «Философских повестей» Вольтера довольно сложно. Сам автор, когда ему ставили в укор в отступлении от законов классицизма, говорил, что это философские произведения. Но в ответ на замечание о недостаточности философских аргументирований делал замечание, что это — литература. Самое точное определение жанра этих произведений — философская парабола. Наверное, нет другого философа, который бы в такой яркой художественной форме вскрыл перед читателем самые сложные проблемы. Вместе с тем нет такого писателя, который бы в такой мере подчинил художественные творения основам своей философии. И все же Вольтер — прежде всего писатель, а потом — философ, мыслитель. Вольтер заставляет задуматься читателя над рядом вопросов: кто его герой? Верит ли он в судьбу? Верит ли в Бога? Как устроено государство? Справедливо ли оно? Все эти идеи характерны именно для эпохи Просвещения, когда были идеи, провозглашенные Французской революцией: Свобода, Равенство, Братство. Характеристика поступков главного героя. Герой «Простака» — дикарь Гурон — дитя природы, который оказался в цивилизованном мире. Этот мир читатель видит глазами простого человека, который воспринимает простые вещи и простые взаимоотношения между людьми, ко всему относится буквально. Гурон не понимает, почему люди все запутывают и делают поступки, в которых нет здравого смысла.
Французский философ Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) резко подвергал критике современную ему цивилизацию как такую, что отклонилась от законов природы. Он выдвинул новую концепцию человека и культуры, противопоставив культуре природу, а «культурному» («искусственному») человеку — «естественного» человека. Руссо считал, что по мере развития наук и искусств человеческие души развращались, а человеческая природа искажалась. Он требовал возвращения к природе в жизни и искусстве, утверждал право человека на свободное бытие согласно его склонностям и душевным порывам. Руссо подчеркивал богатство человеческой души, возвеличивал «жизнь сердца», противопоставляя ему ум: «Ум может ошибаться, сердце никогда». Сердце он понимал как воплощение истины и высоких моральных качеств. Вольтер и сегодня остается современным писателем.
Из далекого XVIII столетия подсказывает нам — людям XXI столетия, что не нужно искать в цивилизации или культуре, в науке или искусстве. Зло кроется в аморальном устройстве общества, в отсутствии моральных принципов у людей. Итак, возможно, ответа на много острых актуальных вопросов мы найдем у Вольтера, который в «Простаке» утверждал: «Чтение возвышает душу, а просвещенный друг приносит ей утеху».