Легенды об Энее в произведении «Энеида»
Яблоко раздора выполнило свое черное дело наилучшим образом: Эрида знала, куда целиться — ведь нет ничего страшнее мести разгневанной оскорбленной женщины. Золотое яблоко из сада Гесперид, что имело на стороне надпись «самой восхитительной», развернуло не только десятилетнюю Троянскую войну, в которой полегло множество героев, а и наложило свой отпечаток на жизнь каждого, кто в ней принимал участие. Агамемнона убила жена за то, что царь принес в жертву богам их родную дочь, Менелая несколько лет задерживали штормы, Аянт и его корабли
Приблизительно так начинаются все легенды об Энее,
«Энеида», несмотря на название и ту фигуру, которая постоянно в центре внимания читателя, является поэмой не столько об Энее, сколько о Риме, фоном для которого выступает троянец и его странствования. Основание большого города, который потом станет столицей самой великой и могущественной империи, нуждалось в удивительной легенде, содержанием которой стали бы странствования героя, который одолел все препятствия на своем пути, преодолел неприятелей, вопреки воли Бессмертных выполнил назначение, а формой — роскошь поэтического стиля и блистательность работы автора над теми словами, образами и стихами, которые передают содержание легенды. И это было сделано как можно лучше.
Если обращаться непосредственно к образам произведения, то лично у меня Эней не вызывает той симпатии и почета, как герои древнегреческих сказаний. Благочестивый Эней (пусть Эней рефреном идет сквозь всю поэму), который был полностью пассивным орудием в руках Богов (чего стоит история с Дидоной!), является весьма безликим и пресным на мой взгляд. Вдобавок, я считаю, что мужчина, который способен покинуть и предать любимую женщину, не достоин ничего. А вот главному врагу Энея (среди смертных), Турну, я сплету лавровый венок.
Итак, мной «Энеида» считается, прежде всего, как один из лучших (не забываем, пожалуйста, «Буколики» и «Георгики») произведений пера Вергилия; как поэма-образец лиричности и мастерства слова. Произведение, которое вместе с «Римской историей от учреждения города» Тита Ливия дает возможность понять тот духовный фундамент, что положен в основу происхождения латинянинов, насладиться самыми событиями легенды, а потом, вдохновившись, пойти перечитывать Данте, в которой есть место и Мантуанцию, что выступил проводником моего любимому поэту Флоренции. Но это уже другая история.