Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы – они, наоборот, как бы “овеществляют” процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни. Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении явлений природы, служит ему вместе с тем и новым средством их олицетворения, усиливающим метафоричность его лирических образов. Например:
– И, глядя на тебя, пустынная река,
– И на тебя, прибрежная дуброва,
– Вы, – мыслил я, – пришли издалека,
– Вы, сверстники сего былого!”; или: “Нет, моего к тебе пристрастия
– Я скрыть не в силах, мать-Земля!”; или: “Ты, волна моя морская,
– Своенравная волна. Ты на солнце ли смеешься
– Отражая неба свод,
– Иль мятешься ты и бьешься
– В одичалой бездне вод.”, и т. п.
Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли, что сопровождается междометием. У Тютчева это, в большинстве случаев, междометие “о!”. Например:
– О, страшных песен сих не пой
– Про древний хаос, про родимый!”;
– или: “О рьяный конь, о конь морской,
– С бледно-зеленой гривой.”;
– или: “О, этот юг, о, эта Ницца!
– О, как их блеск меня тревожит!”;
– еще: “О, первых листьев красота,
– Омытых в солнечных лучах.” и т. п.
Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия “как”. Например:
– Как тихо веет над долиной
– Далекий колокольный звон.”;
– или: “Тихой ночью, поздним летом,
– Как на небе звезды рдеют.”;
– или: “Как неожиданно и ярко,
– На влажной неба синеве,
– Воздушная воздвиглась арка
–...

В своем минутном торжестве!” и т. п.
Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.
Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах – к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам. Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 – пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей – 27 стихотворений.
Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.
Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, “пантеистическое” по своим основам. Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.
Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские “медитации” поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества – углублению и облагораживанию человеческих переживаний. Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Язык метафор в стихотворениях Тютчева