Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. «Кто есть Базаров?»-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: «Нигилист». По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважа — ют. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях строить свои убеждения, чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы
Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами(«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»),т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что «принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В теперешнее время полезнее
всего отрицание — мы отрицаем»). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он «побледнел»).Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценны — ми чертами народной жизни, умиляют его. + Базарову же эти качества ненавистны:»На — род полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович:»Он (народ) не может жить без веры». Базаров:»Грубейшее суеверие его душит».Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова,»читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо».Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм»,»чепуха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой,»грубейшими суевериями», казалось кощунственным»толковать»об искусстве,»бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе несущном». Итак, в романе Тургенева «Отцы и дети» столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель «сковывающей, леденящей силы прошедшего», а Евгений Базаров — как часть»разрушительной, освобождающей силы настоящего».# ВСТУПЛЕНИЕ. Знание эпохи, в которую жил писатель, его биографии и мировоззрения помогает понять его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение — значит соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью. Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литера — туры становятся достоянием только такого человека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте. Основоположник русской критики В. Г.Белинский видел, например, величие Пушкина в том, что в его художественном творчестве»отразилась вся Русь, со всеми ее.стихами, все разнообразие, вся многосторонность ее национального духа.» Да и сам Пушкин считал одной из основных черт художника его способность откликаться на все явления жизни. То же самое можно сказать и о /имя писателя/ и о его замечательном произведении /название произведения/. + ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Произведение /название/ гуманистично. «Писатель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином своей страны. Писатель, если он только одарен творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде, как человек и гражданин земли своей, а потом уже принимайся за перо!.» — справедливо писал Гоголь. Художественное произведение, в том числе и /название/, воздействует одновременно на ум и чувства. Оно вызывает радость, восторг, волнение, чувство гнева, протеста, неудовлетворенности. Сила его в том, что оно учит образно мыслить, видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни. Писатель /имя/ — гуманист, ибо главное в его творчестве — Человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Мы благодарны писателю : он учит нас потребности творческой деятельности, бороться с тем, что мешает жить разум — но и красиво, учит восприятию общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых национальных духовных сокровищ.