Философская фантастика Стругацких
Чтобы подтвердить, что произведения Стругацких прошли испытание временем, достаточно привести следующий перечень высказываний в различных периодических изданиях: «Можно захватывать места в редколлегиях, редакциях, можно уподобиться легендарному голландскому мальчику, бегающему вдоль плотины и пытающемуся заткнуть пальчиком отверстия в ней, но процесс, объективно происходящий в обществе, остановить нельзя». Стругацкие переведены на большое колличество языков: немнцкий, японский, французский, английский, итальянский, португальский,
Для того, чтобы дети увидели время конца ХХ века не в критически отрицательном свете (Солженицин, Шаламов, Пастернак и др.) и не в воспевающем (как его преподносила
Стругацкие — это литература обобщения и выбора наилучшего из мирового опыта. Я считаю, что обновлять и дополнять школьную программу крайне необходимо. Включение в нее А. И Б. Стругацких является неотвратимой закономерностью. Единственный нюанс, изучение их в школе действительно может вызвать отвращение у детей к писателям, но здесь все зависит от профессионализма — учителей, как раз от того, о чем так много сказано у самих писателей. Итак, мы видим, что писатель «братья Стругацкие», глубоко вник в нравственные и духовные вопросы человечества и в своих произведениях, используя мировой культурный опыт и идеи мировых философов, отразил различные пути решения этих проблем, указал на иные их стороны, дал ответы и положил цель многим действиям человечества.
Философская фантастика Стругацких рассматривает такие елассические проблемы философии, как вопрос о происхождении человечества, вопрос религии, воспитания потомков, прогнозирование дальнейшего развития человечества и направления его пути, прогнозироваеие проблем, которые могут возникнуть в будущем, копание в человеческой психологии, возможность оправдания безнравственных поступков, смешение добра и зла, белого и черного, парадоксальность всей человеческой жизни, роль писателя в обществе, роль интеллигенции, движение исторического процесса и так далее, и так далее. То есть получается, что несамостоятельный жанр фантастики, непризнаваемый читающим обществом у Стругацких получает статус философского и огромную популярность, завоеванную не только глубиной тем, но и захватывающим, неожиданным сюжетом, специфическим юмором и прозрачностью языкового стиля.
Процесс включения Стругацких в школьную программу и признания классикой русской литературы естественен. Некоторые школы уже сделали изменения в своей программе в пользу фантастов. Большинство голосов придерживается того мнения, что Стругацкие это сильная литература, которая выдержит дальнейшее испытание временем и что детям ее преподавать нужно. Да, книги Марининой такие же популярные, но никто не спорит о их содержании, никто не пересматривает свои взгляды на жизнь после их прочтония, никто из хртя бы минимально образованных людей даже подумать не может о вкллючении их в школьную программу. Изучая Стругацкх, дети со школьной скамьи должны усвоить, что думать это не развлечение, а каждодневная обязанность, а разве не этому нас учили на уроках литературы?
Да, не все это поняли, но кто-то через некоторое время вернулся к Булгакову, к Толстому и другим классикам, тогда и понял. Стругацкие преподносят это более живо, более проникновенно, потому, что их повествование ближе по временным рамкам к читателю, и последствия, указанные в нем, живее, чем у того же Толстого или Пушкина, понимают которых только после окончания школы. Пусть последующее поколение будет лучше предыдущего.