ПРЕРАФАЭЛИТЫ ИМПРЕССИОНИСТЫ ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПРЕРАФАЭЛИТЫ, ИМПРЕССИОНИСТЫ, ПЕРЕДВИЖНИКИ
В изобразительном искусстве 19 века возникли разные, но, в значительной степени, повлиявшие на развитие не только европейского, но и мирового искусства направления, такие как прерафаэлиты в Великобритании, импрессионисты во Франции и передвижники в России.
Общего между ними то, что все три явления сформировались и оформились как протест против академизма, выступали за творческую независимость и свободу художника.
Прерафаэлиты получили свое название, так как считали для себя идеалом творчество
Восход солнца», представленной на их первой выставке в 1874 году, хотя свое отношение к искусству академизма
Если «прерафаэлизм» — направление в поэзии и живописи Британии, «передвижничество» коснулось только живописи в России, то «импрессионизм» — имел место и в живописи, и в литературе, и в музыке.
Основателями группы прерафаэлитов стали поэт и Художник Россетти, художники: Хант, Милле, Браун, Хьюз, Крейн, Берн-Джонс. В самом начале семеро основателей братства представляли себя секретным обществом, которое ставило себя в оппозицию к официальному искусству. На ряде работ начального периода они ставили аббревиатуру P. R. B, а просуществовавший только четыре месяца журнал «Росток», был опорным печатным органом нового движения.
Обрушившаяся на оппозиционеров критика обвиняла их в «натурализме», заявляла: «пишут, как забивают гвозди», «работы, имитирующие художественную неумелость». Однако, после того как на новое явление обратил свое благосклонное внимание писатель, художник, теоретик искусства и критик Джон Рескин, прерафаэлиты получили благожелательную критику. Какие же идеи волновали новое британское направление в искусстве? Они выступили за верность в воспроизведении природы, за историческую достоверность изображаемого, не одобряли социального неравенства, обратились к судьбе женщины и протестовали против ее эксплуатации. Прерафаэлиты идеализировали средневековье.
Их интересовали литературные сюжеты, и этим объясняется достаточное количество картин, например, на тематику «Офелия», «Леди Шалотт» «Прекрасная дама без сожаления» и многие другие. Чтобы добиться прозрачности и яркости цвета, так пленившего их на картинах Перуджино, Фра Анжелико, Беллини, они создали свою особую технику грунтовки холста. Это они, а не импрессионисты первыми вышли на пленер. Признание пришло в 1855 году на Всемирной выставке в Париже. Однако, по прошествии малого времени, их движение переросло в эстетизм, искусство ради искусства.
Дальнейшее существование на заключительном этапе как «Искусство и ремесла» стало реакцией на массовое фабричное производство, лишенное духовности и индивидуальности, и потому они пропагандировали эксклюзивность произведений, созданных вручную.
Импрессионисты, как новое явление в европейском искусстве, берут свое начало с новаторства Эдуарда Мане и его «Завтрака на траве» 1863 года, с первым опытом письма Клодом Моне на пленере в Онфлере в 1864 году, и обретают свое имя на первой выставке 1874 года. Очень интересна судьба первых импрессионистов в годы франко-прусской войны 1870-71 годов. В отличие прерафаэлитов и уж тем более передвижников новое французское искусство не касалось ни философских, ни социальных проблем, не обращалось к темам некоммерческим, их протест против академизма выразился в отказе от таких жанров как исторический, библейный, мифологический, литературный.
Но импрессионисты утверждали свое видение повседневной жизни, стремясь запечатлеть мимолетность сиюминутного своего субъективного впечатления. И это также потребовало изобретения новой техники: письмо на пленере, отказ от контура, стремление разложить солнечный луч на составные, энергичный мазок и прочее. Восемь выставок с 1874 по 1886 годы и появление в 1886 году «Манифеста символизма» Жана Мореаса завершает существование этого направления, которому на смену приходит постимпрессионизм, экспрессионизм, символизм и модерн.
Будущие передвижники, как и прерафаэлиты, и импрессионисты, выступили против академизма и поводом к «бунту 14» послужила чуждая времени и убеждениям выпускников императорской Академии Художеств тема дипломной работы. Во всем другом это движение в искусстве было более сложным и значительным. Молодые русские художники объединились в товарищество со своим уставом, сформированной творческой и социальной позицией, в какой-то мере это была кооперация с материальной поддержкой друг друга: организацией аукционов и выставок.
Будучи в значительной массе своей представителями разночинной молодежи, роль художника и творца в России они понимали иначе, нежели их французские и британские коллеги, многим из них были близки идеи народничества. Новое русское искусство, в их лице, выступало против слепого преклонения перед западом, за реализм, а значит необходимость обращения к темам отечественной истории и правдивого описания жизни народа в современном им обществе, они обратились к активной просветительской деятельности. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского — «прекрасное — есть жизнь», свое искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сцены отечественной истории , реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации — представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы — основные темы передового российского искусства.
Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В. В. Стасова, значительную материальную — в лице П. И. Третьякова.
Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства, иные стали определенным социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 — начала 20 века.
И очень интересно видятся эти три явления в сравнении