Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького
Первостепенное значение в раскрытии героических характеров людей, способных на подвиги, имеют ранние революционно-романтические произведения Горького: » Макар Чудра » , «Девушка и Смерть» , » Старуха Изергиль » , «Песня о Соколе» и др.
В этих произведениях передано ощущение нарастающего революционного подъема. Писатель предчувствует появление нового человека, который несет в жизнь новые отношения, новую мораль. Ранние романтические образы Горького явились в большей степени предугадыванием будущего, чем обобщением того,
Это и определило склонность к романтической фантастике, природа которой хорошо объяснена в «Манифесте партии»: «…фантастическое описание будущего общества возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества».
Это не значит, что фантастическое изображение будущего отрывалось от реальной действительности. Фантастика вырастала из живого опыта,
Романтизм для Горького был не просто системой приемов, а определенным принципом изображения действительности, связанным с поисками художественного метода, с раздумьями об активной, действенной роли литературы. Несколько позже, в результате многолетних раздумий, Горький скажет об этом в письме к Чехову в январе 900 года: «Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет,- жизнь приукрасится, т. е. люди заживут быстрее, ярче…» Мысль Горького о «приукрашивании жизни» — это не отказ от реализма, и тем более не совет «лакировать» действительность. Это проповедь силы положительного примера, которая обогатила реалистический метод, привела к созданию нового типа реализма.
Герой романтических произведений Горького тесно связаны с практикой жизни, идеи и образы вырастают из самой действительности, в легендах и аллегориях решаются общественные и эстетические проблемы, которые выдвигала жизнь. Это проявляется уже в форме произведений: романтические легенды и аллегории нередко являются у Горького своеобразной художественной иллюстрацией к мыслям, высказываемым персонажами, взятыми из жизни,- обычно это собеседники автора, встреченные им на путях странствий; композиционно это выражается в том, что легенда заключена в своеобразные реалистические рамки или сопровождается реалистическими комментариями.