Проверка письменных творческих работ
Перед вами — первый выпуск новой рубрики. Отчасти мы, правда, уже объяснили, чему она будет посвящена, однако все же напомним: нам хотелось бы собирать в ней литературоведческие и методические ходы, зацепки, «полезные мелочи» , которые пригодятся на уроке, какие-то свежие наблюдения, оригинальные предложения. Интересно то, что в действительности работает, что опробовано, что самой жизнь рождено и проверено.
Для формулирования такой «идеи» зачастую нужно всего несколько предложений — дальше учитель додумает сам, ему важен первоначальный
Сегодня говорим о Проверке письменных творческих работ. Вернее о том, как при этой самой проверке можно отнестись к разного рода оригинальничанью наших учеников. Например, к такому, с каким столкнулась учительница русского языка и литературы М. В. Павловская , когда получила следующее мини-сочинение от своего семиклассника : «Уважаемая Марина Владимировна, Вы, пожалуйста, за мной сейчас не гоняйтесь с кувалдой в руке, но мне кажется, что кленовый лист ни на что не похож, кроме самого себя.
Я бы мог, конечно, написать, что он похож на лапу какого-нибудь рыжего мохнатого животного,
Мысленно прикинем, что бы вы написали на этой работе своему слегка хамящему, в меру ленивому и, конечно же, мнящему себя оригиналом ученику, и прочитаем рецензию М. В. Павловской: «Дорогой Петя, замечание о марихуане интересно, но бесперспективно с точки зрения создания текста-описания. Именно такова была учебная задача. Легко, конечно, обвинить «весь наш класс» в банальности и стать в гордую позу: «Мне не интересно, писать не буду!». Но не означает ли сия поза — в свою очередь — банальную лень и отсутствие фантазии? Если же кленовый лист — слишком «слюнявая» для тебя тема — ну что же, напиши на тему «На что похожа кувалда?» или «На что похожа табуретка?».
Двойку пока не ставлю. Жду. МВ».
С нашей точки зрения, здесь прямое попадание в десятку. На поводу у ученика учитель не идет, при этом, не отталкивая его, называет все вещи своими именами. Учитель сам оказывается в высшей степени оригинален, потому что такую реакцию ученик не может предугадать никак. Замечательно, что от ребенка не отмахнулись, с ним вступили в серьезный диалог.
Ироничность взрослого так легка, что не становится защитной реакцией. Требование выполнить работу обозначено твердо, при том, что возможности для маневра ученику даны.
А как пишете рецензии на детские работы вы? И вообще — нужны ли наши слова ребенку или он ждет только отметки? Можете ли вы рассказать читателям «Литературы» о каком-то интересном случае, возникшем вокруг отметки или отзыва на сочинение? Есть ли отметки и рецензии, о которых вы жалеете?
Какие рецензии на ваши работы запомнились вам самим — со школьных или студенческих лет? Пишите нам в нашу новую рубрику — «Есть идея!» .