Главный композиционный прием «Отцов и детей»
Главный композиционный прием «Отцов и детей» — антитеза, противопоставление. Тургенев так строит роман, что две борющиеся силы все время находятся в центре внимания читателя. Особое место при этом отведено Базарову: в романе 28 глаз, и только в двух из них не появляется Базаров.
Умирает Базаров — кончается роман, и Тургенев, в коротком послесловии бегло досказывая дальнейшую судьбу остальных героев, последние, глубоко прочувствованные строки посвящает Базарову.
Идейное лицо героев тургеневских романов отчетливее всего выступает
С еще большим ожесточением отражая; классовые противоречия и разногласия, переходя в резкую журнальную полемику, велись идейные споры в 60е годы. В «Отцах и детях» они отражены спорами, «схватками» между Кирсановыми и Базаровым. Важнейшее значение в романе поэтому приобретает диалог и спор.
Старая,
Тургенев — великолепный мастер речевых характеристик. Его герои говорят так, что словами передаются не только их мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобразие.
Сурова и проста, как и сам герой, речь Базарова. От нее веет большой сдержанной силой, прямотой, чувством человеческого достоинства, верой в себя и в свое дело. Выше уже говорилось о том, что основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Базаров не только постоянно пользуется пословицами и поговорками: он, враг манерной, утонченной речи, охотно пользуется просторечными, подчас грубоватыми словами и выражениями: пора бросить эту ерунду; слыхали мы эту песню; врал, должно быть; черт меня дернул; ан нет; тоска одолеет; рассиропился, белиберда, плюхнуть и т. д.
В противоположность Базарову, Павел Петрович говорит с подчеркнутой, «изысканною учтивостью»: «Вы изволите выражаться», «я имею честь предложить вам», «чувствительно вам обязан»,, «засим, милостивый государь, мне остается только благодарить вас и возвратить вас вашим занятиям. Честь имею кланяться».
Эпизодические персонажи часто обрисованы у Тургенева при помощи выразительной речевой детали. Так, «цивилизованный» лакеи Петр, который «совсем окоченел от глупости и важности», произносит все: тюпюрь, сварливая, злая тетка Одинцовой, «княжеское отродье», по меткому определению’ Базарова, произносит только одну фразу: «А что пишет кнесь Иван?» — и в этих нескольких словах угадывается ее старомодная спесивость.
Портреты героев помогают понять их духовную сущность. Особенно наглядно это видно на контрастных портретах Базарова и Павла Петровича. Если лицо Базарова, его «красные
Обнаженные» руки, «балахон с кистями», вся его «одежонка» рисуют портрет челозека, близкого народу, то «изящный и породистый» «облик» Павла Петровича, его красивые белые руки «с длинными розовыми ногтями» , «душистые усы», «английский сьют, модный низенький галстук», «удивительные воротнички» и то, что Базаровым Павел Петрович только «слегка наклонил свой гибкий стан… но руки не подал и даже положил ее обратно в карман»,- создают образ холеного и надменного аристократа.
Один из лучших пейзажистов в мировой литературе, Тургенев запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической. зоркостью и наблюдательностью.
Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа , изображающий бедность, нищету, , как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение. И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на то, что час обновления родины не за горами.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра ,: росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей».
Пейзажем главы XI Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей. Картина вечереющего дня настраивает Николая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания и дает опору той мысли, что «молено сочувствовать природе», наслаждаться ее неумирающей красотой.