«Человеческий ветер» Бориса Пильняка
…человеческий суд… не может быть столь строгим, как суд человека над самим собой.
В чем сила художественного воздействия рассказа Б. Пильняка «Человеческий ветер»? Почему это произведение нельзя читать равнодушно? Перечитываю вновь и вновь и поражаюсь глубине и тонкости передачи человеческих характеров, взаимоотношений, проблем.
Рассказ написан в сентябре 1925 года. Но при чтении создается впечатление, что он о нас, о нашем времени. Наверное, потому, что проблемы, поставленные в рассказе, общечеловеческие, над ними не властны
Это проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, семейного счастья и одиночества, верности и измены.
Автор на нескольких страницах показал несколько судеб людей, которые могли бы быть одной счастливой семьей. Но этого не произошло… Почему? Кто виноват?
Писатель оставляет этот вопрос открытым, показывая боль и страдания своих героев. Можно однозначно сказать только одно: в несчастье детей повинны их родители, оба, и отец и мать, не сумевшие быть мудрыми в пору становления своей семьи.
«…Это был вечер, когда он прогнал свою жену». Затем писатель, нарушая уже сказанное,
А ведь эта картина поражает и восхищает до слез! И вдруг резкая смена настроения: «Все это было». Пильняк не дает подробных размышлений по поводу разрыва между молодыми супругами.
Это снова неожиданно, пунктирно: пейзаж, интерьер, портрет — все в нескольких коротких предложениях: «За окнами лил осенний дождь и там надо было колоть глаза. На столе горела свеча, капала на то самое сукно, которое никогда не сменялось. У нее опухли глаза, и у глаз были морщинки». Это сливается в единую картину драмы.
И снова удивится придирчивый критик: такой обычный эпитет «осенний» дождь, созвучный предыдущему «промозглый» вечер, и «расшифрованный» фразеологизм «надо было колоть глаза», который, нарушая свою общепринятую форму , почему-то у Пильняка не потерял своего зловещего значения. Непонятно, почему автор не ставит запятую в этом сложносочиненном предложении, не давая сделать паузу, передохнуть от неожиданности.
П Равы исследователи творчества Бориса Пильняка, отмечая живописное мастерство писателя, мастера «сжатого, четкого образа», его умение «одним-двумя словами очертить человека, зверя, пейзаж»