«Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным»
На мой взгляд, нет другой проблемы, которая являлась бы столь же вечно актуальной, насколько своеобразной в разные эпохи и времена, как проблема отцов и детей И если речь заходит об этой извечной проблеме, нельзя рассмотреть ее ярче, чем на примере произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» Именно Тургенев открыл для современников новое, современное звучание вековой проблемы многих и многих поколений людей
Проблематика произведения заключена в самом его названии Речь в романе идет об остром, непримиримом конфликте не столько между
Русская классическая литература всегда выверяла устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера Но семейная тема
Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия
В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным Павел Петрович ждал только предлога, чтобы «накинуться на врага» Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки все же не смог Так, в десятой главе автор сталкивает мировоззрения двух поколений
Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом
Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки» Он называет искусство чепухой, рома