СЛОВО О КНЯЗЬЯХ-литературный памятник, традиционно относимый к XII в и встречающийся в рукописях под заглавием «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба», «Слово похвальное на перенесение святых страстотерпец Бориса и Глеба «, «Неделя 18 п6 всех святых Слово о князьях»
Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь Основной его пафос состоит в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси «Одумайтесь, князья, вы, что
старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братию свою призываете»,- восклицает автор Он вспоминает святых Бориса и Глеба, явивших собой пример братского послушания «Им подражайте и следуйте, их примером научитесь»,- настоятельно просит он Пусть обиды не станут поводом к измене, кто «обиду стерпит и первый мира будет искать, тот награду от Бога получит» Автор призывает князей помнить о слав ном прошлом своего рода Примером, достойным подражания, он считает черниговского князя Давида Святославича, умершего в 1 и четв XII в, «притчю» о праведном, миролюбивом нраве которого он приводит
Этот князь, «брат святых Бориса и Глеба ни к кому не имел вражды Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему В великой тишине княжил он» И за то, что он «заповедь господню исполнил», в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал. Бог прославил его во время кончины князя ангел явился в голубином образе и сел ему на грудь, «терем благоуханием от тела наполнился», «солнце зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб»
С дошло лишь в рукописях XV XVII вв., найдено М. П. Погодиным и опубликовано им в 1843 г. в отрывках Несколько списков произведения было обнаружено и отрывки из него опубликованы Х. М. Лопаревым в 1894 г. С. относят к произведениям ораторской прозы.
М. А. Салмана