Вот вы видите на небе тучку
Каждому из вас, конечно же, приходилось наблюдать за появлением первых листочков на дереве весной или за первым снегом. Или вас привлекало нежное дрожание березки от дыхания ветра, или бесконечные поля, подпоясанные разноцветными поясами. Все это и есть природа, которая дарит нам неповторимые пейзажи. Но нам надо не только наблюдать за ней, а и еще суметь написать произведение. Давайте попробуем. Сначала возьмите какой-то черновик или вообще клочок бумаги, карандаш или ручку в руки. Теперь задумайтесь. Но не просто закройте глаза — так можно
Вот вы видите на небе тучку. Кажется, тучка как тучка, ничего особенного. Но она совсем не похожа на другие. Присмотревшись, можно увидеть и страшного дракона, и маленького гномика возле своей избушки или огромный
Или можно написать так: «Легенькая белоснежная тучка в голубом небе. Я смотрю на нее с восторгом. Перед глазами интересная сказка. Вот проплывает корабль, который со временем превращается в гордого лебедя. И вдруг в небе уже нет лебедя, а на смену ему появляется замечательный дворец. Тучка пронизана лучом солнца. Она — будто солнечное детство». Вы ощутили, какие замечательные картины можно увидеть, присмотревшись к тучке и дав волю своим чувствам. А может, вы увидите там черепашек-ниндзя или куклу Барби в своем доме. Главное, не бойтесь высказывать свои мысли, свои чувства, сумейте найти что-то необыкновенное в простой, на первый взгляд, картине. Развивайте свое образное мышление, чтобы в большой или короткой форме произведения быть в состоянии раскрыть собственное видение пейзажа, свое непосредственное впечатление. Возможно, для этого вам потребуется перечитать несколько стихотворных или прозаических произведений, которые бы пробудили ваше воображение, помочь высказать свои мысли и чувства. Например:
— Облетают цветы, обрывает ветер
— Лепестки печальные в синей тишине.
— По садам пустынным едет горделиво
— Осень желтоокая на резвом коне.
— ( «Осень»)
— Или:
— Зимний вечер,
— Закрутив колыбель
— Рассыпал звезде,
— Будто искры.
— Пустил тучки,
— Будто кольца дыма.
— И, проскрипев сапогами,
— Вслед за воображением
— Шепнул морозам, Чтобы вышивать окна.
— ( «Зимний вечер»)
Не ждите, смотря в стену, что на вас снизойдет вдохновение. Этого не будет. Вам самим надо создать нужное настроение. Поэтому больше читайте, рассматривайте рисунки, картины, где изображены пейзажи. На что еще обращать внимание? При описании природы чаще употребляйте эпитеты, метафоры, сравнения. Вы забыли, что такое эпитеты? Эпитет — это художественное определение. Чаще это метафорические прилагательные, т. е. прилагательные, употребленные в переносном смысле: золотоокая листва, капризная березка. Но используются и прилагательные в прямом значении: холодный снег, зеленая трава.
Сейчас выясним, что же такое метафора. Наверное, вы часто слышали, что слова употребляются в переносном смысле, т. е. не в прямом, например: «замечтавшиеся деревья одиноко стояли среди сада, обвитого дыханием бабьего лета». На самом деле же деревья замечтавшимися быть не могут. Да и лето дышать не умеет, так как оно не существо. Или такой пример: «В бесконечной дали было слышно хрустально-серебряный перезвон чистого воздуха». Каждый из вас, наверное, знает, что воздух звонить не может. Вот здесь мы и познакомились с метафорой, а точнее, с одним из ее видов — персонификацией, или олицетворением. Персонификация имеет место, когда автор безжизненным вещам предоставляет признаки живых существ, одухотворяет их. Этот вид метафоры возник давно, когда люди еще верили в разные силы природы. Что такое сравнение, считаю, вы знаете. На всякий случай повторим: когда один предмет или явление сравнивается с другим предметом или явлением: нежно-белый снег лежит на дороге, будто сливочное мороженое, которое так и хочется лизнуть языком; бриллиантами светилась нива; река покраснела, будто девушка.
Не забывайте о единстве темы. Не надо начинать писать об одном, а заканчивать о другом. Соблюдайте определенность композиции, как и в каждом произведении, которое имеет завязку, основную часть и окончание. Так как иногда сначала строят категоричные заключения, а потом начинают раскрывать тему. Этого не нужно делать.