Тема любви в поэзии Серебряного века

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека — и экономической, культурной, и политической. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
Александр Александрович Блок — великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии.

Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой — весь в ожидании
лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т. д. Если руки, то «незримые», если сны, то — «невозможные», шаги -«несуществующие». Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» — это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка — Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет — это цвет романтической мечты, красный — тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье — меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
1906-1907 — цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий — «Фаина» (1906-1908) — актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы — сильной личности, женщина здесь — символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»).
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя.
Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
Но лишь любовь к одной женщине — к своей жене — Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе.». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.
Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил.».
Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.
Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема любви в поэзии Серебряного века