Темы и образы лирики одного из современных поэтов
Пожалуй, нет у нас в стране такого человека, который бы не знал Владимира Высоцкого. Он вошел в отечественную литературу со своей неизменной гитарой и хрипотцой в голосе и оставил частицу своего творчества в душах миллионов людей. В Высоцком сосредоточилось огромное количество первобытной, языческой энергии. Его песни — это не только литературный материал, но и фольклорный. Язык песен Высоцкого наделен удивительной особенностью: он доступен и понятен каждому. Это вовсе не означает, что он примитивен и скуден. Нет, напротив, он исключительно
В своем творчестве Высоцкий затронул множество тем и проблем. Рассмотреть их все в рамках одного сочинения не представляется возможным, и поэтому мы обратимся только к некоторым. Большой пласт его лирики составляет так называемая «бытовая», пародирующая мещанский уклад жизни лирика. Это и знаменитый «Разговор перед телевизором», и «Утренняя гимнастика». Эти стихотворения характеризует большое количество разговорной лексики, а также исключительные комические образы.
Очень часто Высоцкий обращается к народным песенным истокам и создает такие шедевры, как цикл «Очи
Во лесных кладовых моих уйма товара —
Два уютных дупла, три пенечка гнилых.
Чем же я тебе, Груня, не пара?
Чем я, Феня, тебе не жених?
Я женихов твоих через колено,
Я папе твоему попорчу кровь,
О, выйди, выйди, выйди Аграфена!
О, не губи разбойничью любовь!
Политическая тема занимала Высоцкого всегда. Именно поэтому долгое время он находился под строгим и пристальным контролем цензуры. Обращение же к его творчеству, как к литературе и вовсе не представлялось возможным. Но поэт пророчески предчувствовал иную жизнь, иную свободу:
Еще стыдились нищеты Поля без всходов, лес без тени,
Еще тумана лоскуты
Ложились сыростью в колени,
Но диск на тонкую черты
От горизонта отделило.
Меня же фраза посетила:
Не ясен свет, пока светило
Лишь набирает высоту!
Вообще, для Высоцкого нет запретных тем. Он может петь про все, а самое главное — ему будут верить, потому что в языке его песен невозможна фальшь, ложь или излишний пафос.
Поэт высоко ценил свой талант и понимал, что его способность писать стихи и песни — это Божий дар. И этот дар — его единственное сокровище, золотой пропуск в бессмертие:
Я живу. Но теперь окружают меня Звери, волчьих не знавшие кличей. Эти — псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей. Улыбаюсь я вольчей улыбкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки. А на татуированном кровью снегу — Тает роспись: мы больше не волки.
Еще одна тема, особенно важная для поэзии Высоцкого — тема надломленной души. Постоянное предчувствие трагического исхода, ощущение падения в пропасть близки трагической лирике поэта. В стихотворении «Кони привередливые» Высоцкий использует метафору, сравнивая жизнь человеческую с бегом неукротимых коней.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю-погоняю. Что-то воздуха мне мало, ветер пью, туман глотаю, чую с гибельным восторгом: «Пропадаю, пропадаю!»
Перед смертью чувство близкого исхода не покидало поэта. Оно заполнило и его стихи:
Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чем — не угадать.
Но лишь одно наверняка я знаю —
Мне будет не хотеться умирать.
Многие строки Высоцкого уже давно стали хрестоматийными, растворились в языке. Его поэзия прошла испытание временем. Также как тогда, в шестидесятых, она продолжает волновать нас. Слушая Высоцкого, мы не устаем смеяться и плакать, заново влюбляться и вспоминать о наших далеких друзьях. Думать о том, что в жизни человеческой самое главное — вовремя остановить коней и хоть немного еще постоять на краю.