Тема: природа
Природа всегда занимала особое место в литературе. Не обошли эту тему
Писатели 20 века. Но если раньше природу воспевали, восхищались ею,
То в произведениях писателей современников ясно звучит призыв спасти то, что
Мы теряем. 20-ый век с его нравственными и экологическими проблемами
Отразился в произведениях Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Виктора
Астафьева и многих других писателей. С темой природы тесно связано творчество
В. Распутина. Писатель, выросший в Сибири, отдал свое сердце этому краю.
Величавые сибирские
Таежные леса навсегда привязывают к себе человека. И душа писателя не может
Не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается с ней, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь — для самого человека. Вымирают целые деревни. И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землей. Бабка Дарья из повести «Прощание с Матерой» самоотверженно защищает деревню, которая подлежит затоплению. Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь. А вот теперь
Наш век с его пороками нашел реальное отражение в «Плахе». Человек идет против природы, забыв, что он и сам часть ее. Уничтожая природу, он тем самым обрекает себя на гибель, на плаху. На первых страницах романа мы встречаем пару волков — синеглазую волчицу Акбару и сильного красивого волка Ташчайнара.
Жизнь их протекала в » нескончаемой погоне по нескончаемым моюнкумским просторам. Айтматов раскрывает перед читателями жизнь великой саванны. Все идет своим чередом, все подвластно законам природы. Все в природе взаимосвязано: «гонимые и преследующие — одно бытье жестокого бытия». Во всем есть своя гармония, которую разрушает человек. Человек вторгается в природу, нарушая вечные законы. Очень ярко со всей жестокостью показана сцена истребления сайгаков. Ради собственной наживы, ради выполнения плана по мясосдаче человек расстреливает стада животных. На фоне всех злодеяний, совершаемых человеком, волки выглядят куда более гуманными и великодушными, чем сами люди. В Ташчайнаре и Акбаре больше человеческого. Волки, спасая себя и своих детенышей, вынуждены покидать свои родные места, но нигде им нет спасения. Все волчата погибают от рук человеческих. Человек же в «Плахе» представлен во всей своей низости и бездуховности. Один из главных героев романа — Авдий, бывший семинарист, пытается встать на борьбу за души людские. Ведомый искренним желанием проповедовать вечные ценности, спасти погубленные души, Авдий попадает в мир наркоманов и алкоголиков. Но не имеют действия его слова, рассказы о Боге, отчаянные призывы к покаянию. И Авдий Калистратов погибает от рук тех, кого он хотел спасти. Конец романа трагичен: погибают и люди и волки. Каждому своя плаха. Айтматов дает понять, что человек не царь природы, а неотъемлемая часть ее. Проблемы, поднятые писателями, касаются каждого из нас. Их произведения ясно дают понять, что человеку пора остановиться и одуматься. Что же мы теряем, вырубая леса, загрязняя реки и воздух, истребляя животных. Природа просит о помощи, и только в наших силах остановить катастрофу.