«Давайте поклоняться доброте.» (5)
У большинства читателей и критиков укрепилось убеждение, что со смертью Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Твардовского, с уходом из жизни таких людей, как Я. Смеляков, А. Мартынов, М. Светлов, современная русская поэзия превратилась в сообщество поэтов без общепризнанных лидеров и стала напоминать «рельеф без вершин».
Выяснился и тот факт, что интерес к поэзии значительно уменьшился. Произошло это, скорее всего, потому, что изменилось общество, ослабел социальный тонус. Теперь уже не призывают к добру. Сменилось представление о задачах поэзии,
Пагубное затишье застоя взорвалось мощной лирической волной в защиту природы. Чувство тревоги за судьбу родной земли, тема отчего дома, приюта для души, звучит в современной поэзии. Так, Н. Рубцов выражает свои сокровенные мысли:
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть,
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась.
Свое духовное родство с природой трепетно раскрывает Е. Евтушенко:
Быть своим там, где дубравы
И подальше быть от славы
И политики.
Утрата связи со своими корнями, с прошлым, бездуховность породили сегодня состояние души, замешанное порой на жестокости и насилии. В поэто-хронике А. Вознесенского «Ров» изобличаются сегодняшние мародеры и гробокопатели. Он искренне хочет вмешаться в чужое горе и чужую тревогу:
Я как врач с надоевшим вопросом: «Где больно?»
Бойня старые приметы к сносу. Где бойня?.
Его многие произведения — «Мозаика», «Тень звука», «Поэтарх» — складываются в своего рода «болевой каталог» современности. Поэт привлекает внимание к подонку, убившему мать из-за валюты; говорит о садистах, втыкающих бритвенные лезвия в яблоки, которые дарят детям; горько повествует о будничных убийствах отцов своими детьми. В нашем мире царит одно зло, жестокость. А где же добро? Особое место в поэзии занимает сегодня тема войны. Лирика о Великой Отечественной войне плавно перетекает в стихотворения о братоубийственной войне в Грузии, Осетии, Чечне. Ю. Белаш в сборнике «Окопная земля» скорбит о бессмысленно погибших ребятах:
И поскольку своя — не чужая забота,
Поднялась, как один, вся стрелковая рота.
И потом ночевали. половина — на хуторе,
А другая — снегами навеки окутана.
Примером нашего времени является развал великой державы, разделение республик на государства. М. Шлаем говорит о том, что разорвались связи между людьми и многие живут «вхолостую, вслепую, впустую — в доме брошенном, в мире пустом». Поэты не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.
Итак, современная поэзия, подобно пушкинскому морю, многоцветна. Из ее глубин пробиваются и народная, песенная лирика, и мощное течение классического стиха, в котором отражается красота земли и громкокипящие валы гражданской поэзии.
Она вмещает весь мир человеческих отношений к происходящему, облекает их в слова. Так давайте не забывать, что есть такое слово — добро.