Культура речи — это духовное лицо человека
Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.
Кроме того, я убеждена, что речь должна быть
Я думаю, что ныне только мы можем сохранить те духовные сокровища, которые получили в наследство от предыдущих поколений, и передать их дальше, своим потомкам, не прервать код нации, который определяет ее идентичность и самобытность. И какие бы угрожающие процессы не происходили с нашим языком, не верю, что они — необратимые. Как отмечают языковеды, одним из существенных показателей человеческого благородства является культура речи — понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое.
Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность — основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение.
Можно много говорить о магии слова и культуре речи. Но эти понятия, эти странные вещи такие же давние, как и сам народ. Скажем, отдельного разговора заслуживают и родственные обращения. Традиционно на Украине дети называли своих родителей на «вы», что диктовалось высоким уважением к ближайшим людям. В нашу повседневную жизнь вошло много словесных приветствий, но наши предки были более осмотрительными с ними и в каждом случае использовали далеко не весь арсенал. Утром, в обед или вечером употребляли лишь те, которые отвечали определенному времени. Это же касалось и количества лиц, их возраста, пола, даже социальной принадлежности. Скажем, когда одиночка здоровался с несколькими людьми, непременно употреблял множественную форму: «Здравствуйте!» или «Доброго вам здоровья!». Есть в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово «благодарю». Часто ли мы дарим его другим? К сожалению — нет.
Выращенные веками и закрепленные в быту лучшие формы приветствий, обращений для повседневного общения — не обычная человеческая прихоть и, тем паче, не пустое фразерство. Это — наш повседневный этикет, наша культура, взаимоотношения, в конце концов, наше здоровье — физическое и духовное. Это наш образ жизни.
А как же быть нам, молодому поколению, которое входит в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия? В хаосе невоспитанности и бескультурья, в том числе языкового. В мире, где господствует невежество, грубость, черствость. И как это не досадно — в мире, где многие мои ровесники вырастают скупыми на ласку и теплое слово, сторонятся богатства родного языка, довольствуясь суржиком, чужими словами, забывая вежливо поздороваться, искренне поблагодарить. Какой выход? Нужно учиться самим и учить других, так как «.без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры» (Василий Сухомлинский).