ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
История сделалась теперь как бы
Основанием и единственным условием
Всякого живого знания.
В. Г.Белинский
В нашем классе за семь лет сменилось не менее десяти учи-
Телей истории. Среди них были неплохие, даже, может быть, хо-
Рошие, но почему-то никто из них мне не запомнился по-настоя-
Щему. С одной стороны, мне как ученику, хорошо знающему пред-
Мет, было достаточно свободно. Ведь учителя меня любили и раз-
Решали заниматься на уроках тем, чем я хотел. Но порой стано-
Вится обидно: ведь я так и не встретил ни одного историка,
Уже само то, что в нашем классе сменилось так много пре-
Подавателей, очень плохо. Только успел привыкнуть к учителю,
Завоевать у него авторитет, как у него уходит. Приходиться на-
Чинать сначала. Конечно, учиться полноценно в таких условиях
Трудно. Но это, так сказать, объективные причины. Хуже другое.
Учителя мало обращали внимания на то, чтобы внушить ученикам
Понимание важности предмета. Я не говорю об учащихся, которым
Все равно, чем занимать время в школе, лишь бы скорее оно кон-
Чилось. Но даже хорошие ребята не задумываются над тем, что
Дает нам история,
Напротив, после того, как экзамен по истории заменили со-
Беседованием, а учебник безнадежно устарел, отношение к этому
Предмету стало как бы развлекательным: что там эдакого нам се-
Годня преподнесут.
Конечно, мы записывали определения истории, высказывания
Об этой науке великих мыслителей, но этого совершенно недоста-
Точно! А вопрос о роли истории в жизни людей трудный. Я не
Один месяц размышлял над ним, пока не понял, как беден был бы
Мой внутренний мир, кругозор, как трудно было бы ориентиро-
Ваться мне в жизни без знаний о прошлом.
А как их
Сделать без изучения истории!
Я считаю, что преподавателям следовало бы посвятить
Несколько уроков только этому вопросу, а потом постоянно возв-
Ращаться к нему. А что было у нас? Большинство учеников не лю-
Било истории, считало ее второстепенным предметом. И только
Необходимость заставляла их учить урок, вернее зубрить. Ведь
Историю нужно понимать, а этому научить очень не просто. Но
Зато труд окупается сторицею. Успех будет только тогда, когда
Учащийся научится улавливать внутреннюю связь событий, пони-
Мать закономерность исторических процессов, сравнивать, со-
Поставлять эпохи, извлекать из прошлого уроки на будущее. Лег-
Ко заметить, что пересказать параграф сможет большинство, но
Анализировать и доказать свое мнение — лишь единицы.
Подобное происходило и с картой. Требовали умения рабо-
Тать с ней, знания номенклатуры, но ведь карту учат постоянно,
Годами. А мы работали с ней урывками, от случая к случаю. То
Же и с заучиванием дат. Ученики умудрялись путать не только
Десятилетия, но и столетия. А ведь ясно, что все даты не за-
Помнишь. Их следует понимать и чувствовать, когда, в какое
Время могло произойти то или иное событие.
Мне думается, что было бы очень полезно, если бы на уро-
Ках истории чаще пользовались примерами из литературы, привле-
Кали знания по естественным наукам. Они ведь так могли приго-
Диться на уроках, посвященных культуре и науке.
Конечно, бывали у нас по-настоящему интересные, запомина-
Ющиеся уроки. Конечно, таких уроков было мень-
Шинство. Я знаю, что учителя загружены. Но порой даже один но-
Вый факт, упоминание об интересной статье или книге могут
Скрасить занятие.
Мне вспоминается один из уроков, когда молодая учительни-
Ца принесла очень красивый крест работы семнадцатого века. Все
Очень оживились. Но она неверна истолковала нашу радость.
«Разве вы, ребята, не понимаете, что монахи заставляли насиль-
Но мастеров работать на церковь?». Было это еще до нового от-
Ношения к религии и церкви. У меня сразу пропал всякий инте-
Рес. Разве может не понимать учитель, проучившись пять лет в
Институте, что люди средневековья искренне верили в Христа и
Считали за честь работать для церкви? Разве создали бы свои
Шедевры художники Возрождения, не будучи убежденными в свя-
Тости своего дела? Чтобы научить учеников любить историю, надо
Прежде всего самому знать и любить ее!
Хотелось бы еще добавить об экзамене. Мне думается, он
Нужен. Я слышал, что в некоторых странах дети учатся не по од-
Ному, а по нескольким учебникам истории, сравнивая точки зре-
Ния. Скорее бы наши ученые создали правдивые и интересные кни-
Ги!
Можно было бы еще бесконечно говорить об этом близком мне
Предмете, но для меня сейчас важнее другое. Как добиться, что-
Бы мои будущие ученики любили и понимали историю?