Идеальный образ учителя
Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических
Об этом качестве учителя, как одном из важнейших, говорит Ф. Н. Гоноблин в своей книге «Очерки психологии советского учителя»: «предметом деятельности педагога являются живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым психологическим миром». Учитель — это призвание, учительство — это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле.
— идеальный учитель —
— Его высшая корысть — быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен.
— Это альтруизм в абсолютном значении.
Потому мы опустим в наших рассуждениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит — министерство образования, его низшие подразделения, в том числе департамент и директор, а также гражданское общество, в том числе спонсоры и меценаты. Дело учителя — учить, а дело общества — дать учителю достойные средства к существованию.
— И больше не будем к этому возвращаться.
— Идеальный учитель никогда не самый яркий.
Он вообще не должен быть ярким, ибо он только передает через себя послание ученику.
И послание это — не только сумма знаний, но в первую очередь отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе. Как тут не вспомнить образ Учителя, выведенный в романе братьев Стругацких «Отягощенные злом»: «Помню, как мне было страшно. Зуб на зуб не попадал. Наверное, так чувствуют себя перед казнью. Ни одной жилки не было спокойной в моем теле. Г. А. обнял меня за плечи и прижал к себе. Он был горячий, надежный, твердый и в то же время такой маленький, такой щуплый, такой незащищенный, и я впервые обнаружил, что я ведь на целую голову длиннее его и вдвое шире в плечах»
Для школьной системы идеальный учитель — это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить — опять-таки смиренно — все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия вышестоящих органов. У которого в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него. В идеале, этот идеальный учитель замечает несколько учеников, которые могут глубоко освоить предмет и тренирует их для участия и хороших результатов в предметных олимпиадах. Через некоторое количество лет этот идеальный учитель получит высшую категорию, и будет иметь право рассказать о своей «уникальной методике», о наработках. Но лучше снова не идти на конфликты и не высовываться. Уж лучше его выбирают, чем — он доказывает. В этой ситуации лучше бы все-таки сказать правду: это не идеальный, а удобный учитель.
Но бесконфликтность, беспроблемность — не самый главный критерий социальной полезности. Удобности — да. Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека.
Учитель — это такое существо, которое в нужный момент дает толчок к развитию, это то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. Почему в определении написано «существо»? Потому что воин может учиться у журавля и у сосны, у змеи и у кошки. И, проникая в суть, постигая своего «учителя», воин, т. е. живой человек, не спящий, а бодрствующий, постигающий, приобретает необходимое для жизни свойство.
Идеальный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя — сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией настоящего учителя. Умение передать сумму знаний — это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться идеальным учителем.
Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия, как учителя, так и родителей. В начальной школе идеальный учитель — это любимый учитель. В начальной школе — особенно, когда мы начали принимать детей в шесть лет — идеальный учитель — это добрый человек, обожающий детскую возню и шум, которому нравится возиться с этими детьми, и который будет в себе проверять, что нужно каждому ребенку, чтобы полюбить школу и освоить знания, чтобы хотеть учиться. Ведь именно такие развитые, хватающие информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы.
Цель учителя начальной школы — сформировать у ребенка желание учиться (а не отбить у него это желание) и дать ему необходимый для этого аппарат (умение читать, считать, писать).
Заметьте — у идеального учителя приоритеты в формировании ребенка идут именно в такой последовательности — сначала — мотивация, потом — средства, техническая часть. При этом идеальный учитель всегда отследит, когда та или другая ступень мотивации уже сформировалась, и надо открывать ребенку новые горизонты. Впрочем, идеальный учитель сделает и другое. Он влюбит учеников в свой класс. Он покажет ценность каждого ребенка. Он проявит его интересность и нужность, а значит — разовьет индивидуальные качества ученика. Что должно быть интересно учителю?
Идеальному учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.