Героический эпос Руси
Героический эпос Руси
1. Отличительная особенность русских былин. 2. Исторические условия возникновения русского эпоса. 3. Богатыри как главные герои героического эпоса. 4. Близость былин и сказочного творчества.
Особое место в русской литературе занимает героический эпос или былины. Отличительными их особенностями от других народных песен являются монументальность, грандиозность, торжественность тона, важность действия и величавость образов. Былины пелись и сказывались одновременно, поэтому их можно назвать и рассказом, и песней,
Величавость и торжественность — те черты героического эпоса, которые служили для прославления народных деяний. Пение служило еще и для того, чтобы помочь сказителям запомнить мерные строки рассказа. В древние времена эпические пения сопровождались
А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.
Возникновение русских былин связано со временем становления Древней Руси как государства. Они стали выражением исторического сознания русского народа, когда главными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была отведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравственные и социальные идеалы народа.
Известный исследователь русского творчества Халан — ский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Поэтому богатыри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.
Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились события, произошедшие не с одним воином, пусть даже и знаменитым в свои времена, а с целою дружиной, представителем которой является тот или иной богатырь.
Во всех русских былинах образы главных героев всегда безупречны, тверды в правилах нравственной жизни. Богатырь выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека. Стремление к гиперболизации приводит к тому, что все в облике и действиях богатырей крупно, размашисто, величаво, широко.
Непременным атрибутом такого героя является необыкновенная физическая сила, к примеру, богатырь может выпить единым духом чарку в полтора ведра. В битве с вражьей силой богатырь неутомим, он может по двенадцать дней кряду «не пиваючи, не едаючи» громить супостата. И конь у него не чета другим, и оружие такое, что простой человек даже поднять его не может. Орудует богатырь во время сражения своим оружием так, что враги валятся, как подкошенная трава, «улочками» да «переулочками».
Чтобы подчеркнуть величие и силу главных героев героического эпоса, противники им даются не из числа слабых: Тугарин глотает по целой ковриге хлеба, выпивает за раз чару вина не меньшую, чем богатырь. Побороть такого врага нелегко, отчего победа над ним более почетна и возвышенна. Сознательное преувеличение силы богатырей и их врагов — гиперболизация — в первую очередь является средством прославления героя.
Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом примыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Однако волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.
Чудесный элемент в былинах возникает от сочетания простых приемов. Повествование в былинах медленное и спокойное, действие разворачивается неспешно. Значительные эпизоды текста во время пения троекратно повторяются, как и в русских народных сказках:
Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир, Потом Садко соскучился. Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Тут-то Садко перепался, Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садко трижды играет на гуслях на берегу Ильмень-озера, и трижды от его игры озеро колеблется. Подобные повторения нетрудно найти и в словесном стиле былины — слова, предлоги, целые стихи часто звучат в былине не один раз: «Говорят ему таковы слова», «Позвали Садка на почестен пир» и др. Еще одним сходством эпоса со сказ кой является прикрепление постоянных эпитетов к различным предметам: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеди, руках, груди, снеге и пр.), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеленый (о лугах).
На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море:
Героический эпос русского народа — это совершенно особенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувства российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, оставшееся актуальным и в жизни позднейших поколений.