Эстетика японского искусства
Японская культура имеет ряд специфических черт. Цзенбуддизм — появился в 14-15 в. , когда Япония стала частью Китая как синтез трех основных религий — китайского буддизма, даосизма и конфуцианства. Главной четой является отказ от антропоцентрической картины мира. Японцы исходят из того, что человек есть часть мира природы. Жизнь представляет собой вечный круговорот природы. Основа — идея реенкарнации (перехода духа в новую фазу развития)
Смерть не исчезновение, а видоизменение. Важное место занимает эстетика смерти — особый ритуал
Основной принцип отношения человека с миром — принцип созерцательности. Интуитивное озарение — сатори. Оно может произойти когда угодно. Характерна также детализация (изображение цветка, птицы, воплощающих всю красоту мироздания) Японцы считают, что подлинным искусством становится лишь то произведение, которое имеет подтекст. Н-р. «сад 15 камней Реандзи» (мир не такой как кажется).
Парадоксальность — идея круговорота жизни(встреча
Условно литературу Японии можно разделить на до 2МВ и после. Именно 20 в. В Японии хар-ся распространением западных философских учений. Для литературы 50-70 гг. важным стал поиск нац. самобытности. Условия капитуляции Японии были очень жестокими. Многие писатели обращались к хар-м яп. традициям.
16. С наступлением 20-го века японская литература начинает проникать на Запад. Благодаря переводам западные читатели знакомятся с произведениями японских авторов. Произведения нового времени, наиболее часто читаемые на английском и других языках, включают «Кике» («Возвращение домой») Осараги Дзиро, «Кинкакудзи» («Храм Золотого павильона») Мисима Юкио и «Тадэ куу муси» («Кто-то предпочитает и крапиву») Танидзаки Дзюнъитиро.
В 1968 г. Япония обретает своего первого Нобелевского лауреата в области литературы — японскому писателю Кавабата Ясунари (1899-1972) присуждается Нобелевская премия за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, включая такие, как «Снежная страна», «Тысяча журавлей» и «Киото», «Стон горы» и другие. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необычайным лиризмом и обостренной чувствительностью.
Акутогава Рюноске. Прожил недолгую жизнь. Родился в Токио в семье торговца молоком. Воспитанием занимался дядя. А. хорошо знал творчество русских, Европ. писателей. преподавал в Университете, но вскоре понял, что не может мириться с рутиной, царящей в университете. Ушел из жизни, выпив слишком большую дозу снотворных. Самая престижная литерат. премия в Японии носит имя Акутогавы.
Акутогава очень часто берет сюжеты в классической японской литературе (военный эпос, средневековые анекдоты). Определить время, в которое происходят события практически невозможно. Человек не меняется с течением времени. А описывает столкновения противоположных чувств и страстей.
Первые рассказы Акутагавы Ворота Расемон (1915) и Нос (1916) заставили говорить о появлении нового талантливого автора. В рассказе Ворота Расемон уволенный слуга, размышляя об угрозе голодной смерти, подумывает — не стать ли ему вором, но пока окончательно сделать этот шаг не решается. Его колебания разрешает старуха, собирающая у трупов волосы для изготовления париков. Она объясняет свое неблаговидное занятие тем, что хозяйка волос тоже, когда была жива, жульничала — торговала сушеными змеями, выдавая их за рыбу. Отвращение к ее поступку переходит в негодование, которое, в свою очередь, ведет к преступлению против преступницы же: слуга грабит старуху, забирая у нее кимоно и оставляя ее на свалке голой.
Новелла «Бататовая каша» — перефраз гоголевской «Шинели». В ней обращается к образу маленького человека. Герой, утратив мечту, превращается в обывателя. Уже в первых рассказах можно проследить черты, характерные для всего творчества в целом — отстраненно-ироническая позиция рассказчика, иногда смягченная юмором, обыгрывание известных сюжетов зарубежной и древней японской литературы. Появляется тема, которая в дальнейшем станет объектом пристального внимания писателя — поведение человека в ситуации личностного и нравственного выбора.