Дети художника — его ученики (опыт статьи)
Имя народного художника, основателя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве Ильи Сергеевича Глазунова известно всему миру. Воспитанники его школы достойно продолжают традиции русского реализма. Среди учеников художника и его родные дети — Иван и Вера.
Бытует мнение, что талант и душевные качества человека зачастую передаются по наследству, из поколения в поколение. Эту теорию подтверждает генеалогическое древо рода Глазуновых. Сам Илья Сергеевич родом из петербургской дворянской семьи. Знаменательно, что все
Я подумала, что недаром Глазуновых привлекают исторические сюжет. Они навеяны исторической памятью души.
Вообще, быть учеником собственного отца, да еще такого требовательного,
Круг интересов Ивана Глазунова широк. Он работает над книгой о национальном русском костюме, собирает материалы о Севере. Увлечение национальными костюмами, конечно, пришло от мамы. Нина Александровна Виноградова-Бенуа создавала костюмы для театра, а отец — декорации. Над костюмами и декорациями к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» они трудились вместе. Ивану есть с кого брат пример в следовании традициям русского искусства.
На Западе авангард поглотил все. Возможно, мы богаче их в духовном отношении еще и потому что наше искусство не отрекается в таких масштабах от своих традиций.
Мне кажется, картина Ивана Глазунова «Распни его!» посвящена сегодняшнему дню России. Связанный Иисус в окружении агрессивных вооруженных людей спокойно стоит перед задумавшимся прокуратором. Композиция такова, что Иисус возвышается над всеми. Не в таком ли положении находится сейчас наша родина? Одновременно — беззащитная и неприступная, без счастливого настоящего, но с великим будущим. Считаю, что Иван Глазунов справедливо получил премию за эту картину.
В отличие от брата, Вера Глазунова любит рисовать городские пейзажи. Она влюблена в родину своих предков — Петербург. На выставке я видел ее триптих, посвященный Петербургу Блока: дворник, белая ночь; в центре — комната, девушка с письмом; и человек, бегущий по лестнице. От триптиха исходят добрые биотоки и смутное ощущение какого-то таинства. Наверное, потому, что я помню иллюстрации И. Глазунова к произведениям Достоевского, работа Веры немного ассоциировалась более с Петербургом Достоевского, нежели с Петербургом Блока. Собственно, Петербург, Достоевский, Блок, белые ночи по сути способны слиться в один гармоничный образ. Есть нечто роднящее эти понятия, ставшие уже художественными символами.
Об отце Вера говорит: «Отец вообще не дает ученикам расслабляться. Однажды за три минуты мы должны были нарисовать эскизы. Все рисунки были без подписей. Мы их сложили на пол, перемешали и вместе с ним выбирали лучший эскиз, за который выдавался приз — бутылочка с лаком».
Все Глазуновы живут как бы в двух ипостасях: в историческом прошлом и в сегодняшнем дне одновременно. Стены академии украшают классические полотна. Это настоящий музей! Момент слияния истории и современности присутствует и в их быту.
Рассуждая о творчестве детей художника, я вспомнила его знаменитую картину «Русский Икар». Принято считать, что художник показал, откуда берется энергия, которая подвигала людей, считавшихся чудаками, на полет человеческого духа. Сейчас я бы объяснила идею картины так: взгляд у воспарившего над землей человека — это взгляд пророка, осознавшего свое предназначение. Здесь есть высокий трагизм, но нет безысходности. Видимо, в глазуновском «Икаре» есть частичка личной судьбы художника и его понимание самых тонких моментов жизни. Он понимал, что его детям, взявшимся за кисть, будет сложно самоутвердиться с таким знаменитым отцом, и поэтому он воспитывал их жестко, не выделяя из среды других студентов. Его дети, по сути, решились на «полет Икара», и это дает право их великому отцу сегодня сказать: «Дети — два моих крыла. Стараюсь воспитать в них трудоспособность. Ведь стыдно эксплуатировать известность отца. Я благодарен им за то, что они понимают это».
А я благодарна всем Глазуновым-художникам за радость, которую они приносят людям.