Проблему человеческого, гуманного начала в каждом разумном существе показал на сатирическом примере младших по разуму братьев человеческих великий сатирик девятнадцатого века М Е Салтыков-Щедрин
В сказках ME Салтыкова-Щедрина мы встретим всех щедринских героев, образы которых столь типичны для эпохи писателя Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры и угнетатели (“Медведь на воеводстве”, “Дикий помещик”, “Орел-меценат”), здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды (“Ворон-челобитчик”, “Путем-дорогою”)
Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов, торжество человеческого, истинно высоких качеств человеческой души, и эта вера освещает горестные страницы его сатиры Подобно Некрасову, Салтыков-Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких писательских кругов И создания великого сатирика достигали своей цели они будили мысль, воспитывали революционное сознание широких народных масс Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются истинной народностью Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал фольклорные сюжеты новым революционным содержанием В мир народного творчества Салтыков-Щедрин вводил злободневные политические темы и с помощью традиционных, привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности Мастер эзоповых речей в своих сказках, написанных в основном в годы жесткого цензурного контроля, широко использует прием иносказания Как и в басне, под видом животных и птиц изображаются представители различных общественных классов и групп Рассмотрим несколько сказок, наиболее полно отражающих тему народа в изображении Салтыкова-Щедрина
Сказка “Дикий помещик” – произведение, направленное против общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по самой своей сущности Уже начало вводит нас в сказочный мир (“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ” Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни Жизнь за счет народа превратила помещика в паразита Одичание его свидетельствует о том, что народ – созидатель и материальных, и духовных ценностей Мужик – это и есть истинный “поилец и кормилец” Без него исчезнут не только материальные ценности, но придет в упадок и культура Но горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу, так как он безропотно терпит притеснения со стороны помещиков
Эту горькую ироническую мысль о народной покорности Салтыков-Щедрин развивает в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” В этой сказке сатирик изображает неразвитой дух народного самосознания на примере истории, в которой мужик сам вьет...

веревку, с помощью которой генералы привязывают его к дереву, чтобы “лежебока-тунеядец не убег” Несмотря на это, мужик обрисован автором с теплотой и любовью Он изображен добрым, сильным, трудолюбивым, прямым, но и насмешливым по отношению к генералам он ни на секунду не теряет чувства собственного достоинства О мужике этом писатель говорит с симпатией, другое дело – о генералах Они тупы и ленивы, а также невероятно самонадеянны, искренне полагая, что не мужик их кормит, а сами они кормятся Так, Салтыков-Щедрин хочет донести до народа мысль о том, что ждать от эксплуататоров улучшения жизни бесполезно угнетение в классовом обществе – это закон жизни
Итоговым гимном трудовому народу, единственному носителю человеческого лица в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина стала сказка “Коняга” Образ Коняги – это обобщенный символ крестьянской России, вечно трудящейся и измученной угнетателями Коняга – это источник жизни для богатого сословия Салтыков-Щедрин, может быть, единственный из писателей-современников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, крестьянского труда и даже деревенской природы И жизнь, и труд, и природа открываются ему через вековые страдания мужика и Коняги В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание, но глубокое понимание той безмерной трагической безысходности жизни, которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги Казалось бы, речь идет о самом насущном корм, борозда, работа, обожженные солнцем плечи, разбитые ноги Мера страданий народа, определяемая духовным, нравственным потенциалом самого писателя, вырастает до вселенских масштабов, не подвластных времени В сказке задается вопрос кто освободит силу, таящуюся в народе, из плена? Двум существам выпала на долю эта задача мужику да Коняге И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле так и не выдало той сказочной силы, которая освободила бы от уз мужика и исцелила бы Конягу Сам Коняга никогда не ест досыта, хотя именно благодаря ему на полях растет хлеб Удел Коняги – это вечный изнурительный труд
Таким образом, мысль о необходимости пробуждения народного сознания, поисков правды, нравственной ответственности человека за жизнь проходит через все сказки Салтыкова-Щедрина, посвященные положению русского крестьянского народа В сказках Щедрина за привычными образами угадывается глубокое, но скрытое значение А аллегорические концовки сказок выражают самые заветные мечты автора и ожидания народные, а также вечный вопрос великого писателя когда же поймет русский народ, что свое право на такую жизнь он отстаивает слишком пассивно, не прилагая должных усилий И когда же наконец проснется и восторжествует человеческое начало в зверином обличье сильных мира сего




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


“Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать.”