Семья и общество. в пьесах «Гроза» и «Лес»
Сама по себе Пьесса «Гроза» — это предсказание, предчувствие какого-то взрыва, каких-то перемен, какой-то грозы. Такой переменой можно считать реформу 1861 года, отменившую крепостное право и тем самым разрушившую основу, на которой держалась власть описанных в «Грозе» калиновских самодуров Кабановой и Дикого. Но важен даже не сам факт отмены крепостного права, а то, что этой реформе сопутствовали глобальные внутренние изменения в обществе, накапливавшиеся десятилетиями. В те времена Россия медленно, но верно переходила от феодализма
При капитализме каждый живет сам для себя, семейные связи здесь не важны, и, естественно, патриархальный семейный уклад начинает разрушаться. Но пока это только тенденции, Кабановы и Дикие всеми силами пытаются сохранить или, по крайней мере, создать видимость сохранения семейного уклада. И им это неплохо удается, потому что их Дети, воспитанные ими же, не могут идти против своих родителей, хотя интуитивно прекрасно понимают, что то, что было необходимо и правильно в пятнадцатом или шестнадцатом веке, выглядит нелепо в середине девятнадцатого. Но они, как уже было сказано, слишком слабы. Но вот прошло
Что за это время стало с Кабановой и Диким? Может быть, они умерли, может быть, изменились и стали похожими на госпожу Гурмыжскую, но главное, что они исчезли из жизни своих детей. И вот эти дети, оставшись одни в этом «лесу», как назвал его Островский, пытаются выжить в условиях разрушенного помещичьего уклада, но у них ничего не выходит.
Почему? Их беда в том, что они выросли в «лесу», в обществе, полностью изолированном от реального мира, где господствовали патриархальные порядки, куда новости приходили от странницы Феклуши. В «Лесе» мы видим, как патриархальная русская Семья рушится, сама себя истощив.
Да и разве можно назвать семьей союз пятидесятилетней женщины и гимназиста-недоучки? В «Грозе» описано огромное, неразрушимое «темное царство». Только-только начали загораться светлые искорки самосознания у его отдельных обитателей. В «Лесе» же описано уже разрушающееся «темное царство». Оно еще сохраняет некоторые свои качества, но уже не имеет прежней силы.
В «Грозе» «темное царство» представляет абсолютное большинство: Дикой, Кабанова, Феклуша, Тихон; в «Лесе» от всего «темного царства» осталась только Гурмыжская , да некоторые помещики, особой власти не имеющие. А герои , не желающие подчиниться чужой воле, могут просто уйти из «леса». На примере «Грозы» и «Леса» мы можем видеть эволюцию строя России. Это отражается не только на семье, но и на жизни всего общества. За двенадцать лет произошел полный распад патриархального семейного уклада в провинции.
Тема благодатная — можно было бы написать большое эпическое произведение, отразившее все эти события, но в том, наверное, и состоит гений Островского, что ему удалось отразить целую эпоху в двух пьесах.