Разработка урока искусства на тему «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс
Воронина Татьяна Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — Корсаковская средняя общеобразовательная школа
Корсаковского района Орловской области
Разработка урока искусства на тему
«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».
8 класс
Учитель изобразительного искусства, черчения и
Технологии Воронина Татьяна Ивановна
1 квалификационная категория
Раздел программы: «Искусство открывает новые грани мира»
Тема урока : «Ч Еловек в зеркале искусства: жанр
Цель урока : Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека.
Задачи:
&;;#61692; расширить знания об истории возникновения портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.;
&;;#61692; развивать художественно — аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; Развивать умение вести диалог
&;;#61692; воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Оборудование: проектор, ПК, фотоаппарат.
Тип урока : Урок формирования новых знаний
Вид урока : мультимедиа — урок
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята. У нас урок искусства. Мы отправимся в мир портретной живописи.
Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.
Учитель зачитывает эпиграф урока:
«В Хорошем портрете, написанном
Талантливым художником,
Можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
— Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос : Почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?
2. Основная часть урока.
Как вы думаете о каком виде жанра пойдет речь?
— Какое изображение мы называем портретом?
Портрет — это изображение в живописи человека или группы людей .
— Искусство портрета уходит корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами . Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ.
Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из Мифов .
— Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения , когда главной ценностью в мире стал человек . Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется Автопортрет.
— Первые портреты в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи . Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются Парадные и Камерные портреты . На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет — это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне .
— Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты — это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают . И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.
— Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым .
3. Физкультминутка.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение — сидя на стуле. И раз, и два — голову плавно наклонить назад. И три, и четыре — голову наклонить вперед плечи не поднимать.
Повторить 4 раза.
2. Исходное положение — сидя, руки на поясе. Раз — поворот головы направо. Два — исходное положение.
Три — поворот головы налево. Четыре —
Исходное положение.
Повторить 6 раз в медленном темпе.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 раза.
2. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую
Сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 2. Повторить 1 — 2 раз.
3. Учитель называет предметы. Если эти предметы находятся в классной
Комнате, Дети встают, а если этого предмета нет в комнате, дети сидят.
Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из кф «Мой ласковый и нежный зверь»).
— Давайте поговорим.
— У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий :
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
— Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты .
Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви. И мысли — тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П. И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
— Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
— По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
4. Творческая практическая деятельность
На экране Слайд 13 с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т. д.
— Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов — передача образа человека и времени, в котором он живет, — мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.
Что должен учитывать Художник, создающий портрет?
Техника исполнения:
— выбор характерной позы; — четкость рук и жестов
— выражение лица и особенно глаз ;
— выбор фона и композиции;
— выбор цвета.
— Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение — жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
— А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Делимся на группы по 5-6 человек. Один из вас художник, который хочет нарисовать портрет.
Остальные — натура. На доске написаны различные психологические состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев. Каждая группа выбирает путем жеребьевки настроение.
Натурщики должны создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти художник использует фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения.
5. Заключительная часть урока.
— Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?
Вывод урока: В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку .
6. Рефлексия.
Понравился вам урок?
Что больше всего вас заинтересовало?
Что нового вы узнали?
Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.
7. Домашнее задание :
1. Знать записи в тетради.
2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку.
3. Творческое задание : в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.
— Наш урок окончен. Спасибо.
7