От реализма к натурализму
Среда и наследственность
Ко второй половине XIX века увлечение наукой и научными методами познания захватило все сферы духовной жизни. В предисловии к роману «Тереза Ракен» молодой писатель Эмиль Золя говорил о своих героях: «Я просто-напросто исследовал два живых тела, как хирург исследует два трупа». Вдохновение он черпал в романе братьев Эдмона и Жюля де Гонкур «Жермини Ласерте» , представив на суд читателей вслед за их «клиническим анализом любви» «клинический анализ совести».
Еще Бальзак заменил, по выражению
Гонкуры, а затем Золя усматривают в физиологии источник всех психических реакций. Судьбу служанки Жермини определяет невроз. Природный темперамент креолки Терезы, унаследованный ею от африканских предков, — движущая сила сюжета в романе Золя.
В литературе натурализма человек возвращается в природу, вновь воспринимается
Термин Натурализм Был предложен Эмилем Золя. Он образован от латинского слова Natura — природа. Золя так определяет сущность новой эстетики: «Произведение искусства — это кусок природы, преломленный через темперамент художника».
В натурализме меняет свой смысл понятие «среда». В романах Бальзака герои были порождением социальной среды, того круга общества, к которому они принадлежали. В произведениях натуралистов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные условности, финансовое положение, но и определяет их «видовые», физиологические черты.
В романе Золя «Жерминаль» среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белесыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.
Натуралистическое понятие среды сформулировал французский критик Ипполит Тэн . Он был последователем философии О. Конта, верившего в истинность «позитивных», то есть безусловно установленных, фактов. Они позволяют объяснить все стороны человеческой жизни. По словам И. Тэна, «пороки и добродетели — такие же продукты социальных процессов, как медный купорос и сахар — продукты процессов химических».
Во введении к своей книге «История английской литературы» Тэн выделил три ключевых фактора, определяющих человеческую жизнь: Расу, среду И момент.
Раса — «наследственное предрасположение, которое человек вносит за собой в мир». Среда — внешние обстоятельства, «физические или социальные условия», которые «изменяют или пополняют природный характер». Среда накладывается на наследственность, взаимодействует с ней.
Момент Указывает на историческую эпоху, на определенный этап в истории жизни человека и общества.
Тэн заложил основы натурализма. Новую литературную школу создал Эмиль Золя. В 1868 году он задумал цикл романов, который получил название «Ругон-Маккары».
Двадцать романов, написанных с 1871 по 1893 год, рассказывают историю потомков Аделаиды Фук, дочери зажиточного огородника. Она выходит замуж за батрака Пьера Ругона, а после его смерти живет с контрабандистом, бродягой и пьяницей Маккаром. Существование Аделаиды бессознательно: она как «ласковое, смирное животное, покорное своим инстинктам».
Дети ее растут под влиянием своих наследственных склонностей. Они не знают никаких общественных ограничений и «свободно следуют своим инстинктам» .
Наследственность обусловливает судьбу детей Аделаиды. Пьер Ругон, наследующий расчетливость, крестьянскую хватку отца в сочетании с нервической утонченностью матери, прибирает к рукам состояние Фуков. Его потомки поднимаются вверх по социальной лестнице, становятся коммерсантами, финансистами, политическими деятелями.
Детей Маккара называют «волчатами»: по этой линии наследуются алкоголизм, лень, страсть к бродяжничеству, вспышки гнева. Потомки Маккара становятся рабочими, крестьянами, наемными служащими. Из поколения в поколение они опускаются все ниже по социальной лестнице, на самое дно общества.
Золя приводит во взаимодействие среду и наследственность, анализирует «одновременно и волю каждого и общий напор целого». В предисловии к роману «Карьера Ругонов» он представляет Ругон-Маккаров как «группу людей», «на первый взгляд глубоко различных, но, как свидетельствует анализ, близко связанных между собой» законами наследственности. Наследственность Золя сравнивает с силой тяготения, самым очевидным из всех законов природы.
Важную роль в этом эксперименте играет момент. Изображая, как его герои «рассеиваются по всему современному обществу», писатель исследует историческую эпоху в ее целостности. История семьи Ругон-Маккаров — это еще и история Второй империи , времени царствования Наполеона III.
Он был известен как «Наполеон маленький» в сравнении с его великим предком. Вторая империя вошла в историю Франции как эпоха политической продажности, торжества пошлости, «необычайная эпоха безумия и позора» . Она началась погубившим республику государственным переворотом и завершилась поражением страны в войне с Пруссией и оккупацией Франции. Интриги, которые привели к становлению Второй империи, описываются в первом романе — «Карьера Ругонов», крах правления Наполеона III — в одном из последних романов, «Разгром» .
Золя дает всему циклу подзаголовок «Естественная и социальная история одной семьи во времена Второй империи». Сочинениями по естественной истории назывались в то время книги по биологии. Называя свой цикл «естественной историей», писатель занимает позицию естествоиспытателя, ученого.
Он перестает быть только наблюдателем и становится экспериментатором.
Идея экспериментального романа была подсказана Золя книгой французского физиолога Клода Бернара «Введение к изучению экспериментальной медицины».
Автор экспериментального романа продолжает работу физиолога, который опирается на химию и физику. Он «изображает факты такими, какими он наблюдал их», и «приводит в движение действующие лица». Его цель — «научное познание человека как отдельного индивидуума и как члена общества» .
Золя писал: «…Экспериментальный роман заменяет изучение абстрактного человека изучением человека подлинного, созданного природой, подчиняющегося действию физико-химических законов и определяющему влиянию среды».
Литература рассматривается как способ познания внешнего мира. Особую ценность приобретают факты, точность и достоверность изображаемого. Писатель-натуралист изучает свой предмет по документам, сам наблюдает то, что намеревается описать.
Известно, что, работая над романами, Золя спускался в шахты, изучал, как гримировались актрисы, собирал материалы о различных ремеслах и профессиях. Он должен был знать из первых рук все о быте описываемой эпохи, вплоть до мельчайших подробностей.
В качестве ученого писатель должен был изображать и анализировать факты как существующие объективно, вне зависимости от его сознания, «чтобы невозможно было увидеть и указать, в чем заключается замысел и намерения автора» — так писал еще один представитель новой французской прозы — Ги де Мопассан. Повествователь представляет «кусок жизни», не вмешиваясь в изображаемое. Неслучайно в новеллах Мопассана в качестве рассказчика выступает врач.
Он лишь передает слушателям известный ему «случай из практики».
Научный подход также предполагает, что не существует таких сфер жизни, которые не могли бы описываться в романе. Скандал сопровождал появление в свет романа Золя «Западня» , персонажи которого, дети улиц, говорили простонародным языком. Еще больше возмущения в благопристойном обществе вызвал роман «Жерминаль», где описывается полуживотное существование шахтеров, их физическое и нравственное вырождение.
Представляя человека как органичную часть природы, натуралисты уделяли много внимания физиологическим проявлениям человеческой жизни. Наследственные болезни, сцены агонии и родов, гниение и разложение присутствуют почти во всех их произведениях. Детальные описания, изобилующие клиническими подробностями, получили название натуралистических описаний. Такова соединяющая образы рождения и смерти сцена из романа «Жермини Ласерте»: «Ежечасно, особенно по ночам, Жермини видела такие ужасные кончины, какими завершается только родильная горячка На койках, освещенных лампами, медленно и жутко шевелились простыни над животами, раздутыми перитонитом» .
С другой стороны, внимание к телесному качеству мира насыщает романы натуралистов красками, звуками и запахами, ощущениями. Мопассан назвал роман Золя «Чрево Парижа» «симфонией сыров»: «Эта книга пахнет рыбой, как возвращающееся в порт рыбацкое судно: от нее веет свежестью огородной зелени и тяжелым дыханием прелой земли».
Литературный стиль, предполагающий описание данного мгновения жизни со всеми его звуками, красками, запахами, ощущениями называется Импрессионистическим, по названию стиля в живописи. Импрессионизм в живописи заявил о себе в 1874 году. Полотна импрессионистов совмещали впечатление от пейзажа в определенное время суток и при определенном освещении с научностью подхода, представлением о расщеплении светового луча, растворяющего контуры предметов.
Золя восхищали художественные идеи импрессионистов, столь близкие его собственным творческим устремлениям. В романе «Чрево Парижа» Центральный рынок описывается в импрессионистическом духе. Он увиден глазами художника, правнука Аделаиды Клода Лантье. Флоран, главный герой романа, въезжает в Париж на повозке, груженной овощами. Их свежий запах с самых первых страниц сопровождает его.
На рынке море овощей простирается между двумя рядами павильонов. Клод и Флоран видят их рано утром, когда «над овощами» встает солнце: «…Утренний свет принимал необычайно мягкий серый оттенок, придавая окружающему светлую окраску акварели. Эти горы овощей походили на пенящиеся торопливые волны; река зелени переливалась нежными жемчужными красками: тут были и ласкающие лиловые полутона, молочно-розовые, зеленые, переходившие в желтый цвет И по мере того, как в конце улицы Рамбюто разгоралась потоками пламени заря, овощи постепенно пробуждались и выступали из стлавшейся по земле синевы. Простой салат, латук, цикорий, распустившиеся и еще жирные от чернозема, обнажали свои яркие сердцевины груды римского салата играли всеми оттенками зеленого цвета Но самыми резкими, кричащими тонами были все же яркие пятна моркови и чистые пятна репы…» .
Детальные описания сочетаются в романах Золя с масштабными символическими обобщениями. Перед голодным Флораном Центральный рынок предстает и как гигантское чрево Парижа, переваривающее бесчисленные запасы снеди, источник жизни сытого, самодовольного, как буржуа, города.
Золя считал своим долгом пропагандировать новую эстетику. Он писал статьи о натурализме, собирал вокруг себя молодых писателей. В загородном доме в Медане и по четвергам в Париже у него бывали Йорис Карл Гюисманс, Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Октав Мирбо, Ги де Мопассан.
Натурализм стал настоящей литературной школой. Влияние нового направления было очень широким и простиралось далеко за рамки этой эпохи.
Круг понятий
Натурализм