Конспект урока для 7 класса по теме «Определение массы и объема тела по плотности вещества»
Конспект урока для 7 класса По теме » Определение массы и объема тела по плотности вещества «
Цель урока :
Повторение, обобщение и углубление изученного материала.
Формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам.
Развитие научного мировоззрения.
Задачи урока:
Образовательные:
— углубить и закрепить знания учащихся по данной теме
— способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации;
Развивающие:
Внести вклад в развитие
Воспитательные:
— продолжить формирование культуры общения и умения работать в группах,
— воспитывать инициативу, творческое отношение к труду.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование.
Приборы: весы с разновесами, мерный цилиндр , сосуд с водой, тела неправильной формы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями на два варианта.
Этапы урока:
1). Организационный момент — 1 минута.
2). Целеполагание — 3 минуты.
3). Актуализация знаний — 5 минут.
4). Применение знаний
5). Информация о домашнем задании — 1 минута.
6). Подведение итогов и рефлексия — 5 минут.
1 Этап. Организационный момент .
На доске предварительно число, тема урока, эпиграф к уроку. Учитель приветствует учеников.
2 Этап. Целеполагание. Создание эмоционального настроения .
Демонстрируется опыт: в сосуд помещается сначала крупная фасоль, затем песок и в последнюю очередь воду. Каждый раз уточняется: полон ли сосуд? И так емкость одна, а вещества с каждым разом становится больше.
В физике разное количество молекул вещества в одном и том же объеме, носит название плотности вещества.
Во время демонстрации двое учащихся решают кроссворд на доске.
1, 2 — Источники физических знаний. .
3 — Наименьшая частица вещества.
4 — Линия, вдоль которой тело движется.
5 — Прибор для измерения объема тела.
6 — Древнегреческий ученый, доказавший, что все вещества состоят из мельчайших частиц.
7 — Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
8 — Тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму.
9 — Древнегреческий ученый, который ввел слово «физика».
В вертикальной колонке должно получиться слово «плотность».
— Ребята, а теперь давайте запишем тему урока, которую вы сейчас сами выяснили.
Учитель знакомит учащихся с целью и планом урока.
3. Актуализация знаний .
Проводится проверка знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ , формул для расчета.
Учащимся предлагается тест с выбором ответа в двух вариантах. При правильном «решении» теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, первый вариант получает слово «масса», второй вариант — слово «объем».
Тест.
Вариант 2. | |
1. Сколько граммов содержит 0,025 кг? К — 250 г. Л — 2500 г. М — 25 г. Н — 0,25 г. | 1. Переведите единицу измерения в СИ 5 л = …м³ ? Н — 0,05 м³; О — 0,005 м³; П — 50 м³. |
2. По какой формуле вычисляют плотность? А — m/v; Б — v-t; В — ρ/v. | 2. Какой буквой обозначают массу тела? А — ρ; Б — m; В — t; Г — v. |
3. В каких единицах СИ измеряют массу? П — г; Р — т; С — кг; Т — ц. | 3. По какой формуле вычисляют массу? Ъ — ρ-v; Ы — m-v; Ь — v/t; Я — ρ/v. |
4. Какой буквой обозначают объем тела? О — m; С — v; П — t; Р — ρ. | 4. Сколько получим, если переведем плотность 1,8 г/см³ в кг/м³ ? Д — 180 кг/м³; Е — 1 800 кг/м³; Е — 0,0018 кг/м³. |
5. Сколько получим, если переведем плотность 8 000 кг/м³ в г/см³ ? А — 8 г/м³; Б — 80 г/м³; В — 800 г/м³; Г — 0,8 г/м³. | 5. От каких величин зависит плотность? М — объема и массы; Н — массы и длины тела; О — объема и скорости; П — пути и высоты. |
4. Применение знаний и умений .
И так, ребята, мы познакомились с вами с плотностью вещества и на первый взгляд в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
&;;#61522; Один из учащихся работает с карточкой у доски.
Карточка с задачей.
Сколько килограммов меда содержит литровая банка?
Класс вместе с учителем обсуждает решение 1 и 2 задачи.
&;;#61522; Задача 1 «Почти даром».
Пират Билли Бонс недорого продает алмазный кубик массой 857,5 г, площадь всей поверхности кубика 294 см². Купите ли вы его?
Примечание. Плотность алмаза равна 3500 кг/м³.
&;;#61522; Задача 2 «Чепуха на постном масле «.
— Хозяин, Вы мне утром продали бидон постного масла и сказали, что берете деньги за 40 л.
Я пришла домой, взвесила ваше масло, а его оказалось не 40 кг, а всего лишь 37,2 кг.
Добавьте масла или верните деньги!
&;;#61559; Разберитесь, должен ли продавец выполнить требование покупательницы?
Напомним, что литр — единица объема, а килограмм — единица массы. Путаница возникла из-за того, что покупательница считала: литр всегда имеет массу ровно килограмм. Легко убедиться, что это не так: например, в литровую бутылку помещается около 2 килограммов меда.
Поскольку продавец брал деньги за 40 литров, покупательнице он не должен.
&;;#61559; Всегда ли совпадает число литров и число килограммов?
Литр вмещает в точности килограмм только для одного вещества — воды, да и то, если она имеет температуру 4 ºС. Это совпадение происходит потому, что килограмм когда — то и определили как массу одного литра вот такой холодной воды.
&;;#61522; Решение экспериментальных задач по вариантам.
Перед проведением этой части урока проводится короткий инструктаж по правилам техники безопасности в обращении с приборами, также учащимся напоминают как пользоваться весами, мензуркой, определение цены деления мензурки.
Учащиеся 1 ряда получают карточки с 1 вариантом, 2 ряда-2 варианта, 3 ряда-3 варианта.
Задание 1 варианта. Во сколько раз ваша масса больше, чем масса воздуха в этом классе.
Задание 2 варианта. Определите металл, из которого изготовлен ключ.
Задание 3 варианта. Узнайте, какую горную породу нашел геолог . Узнайте какой объем имеет фарфоровая чашка?
5. Информация о домашнем задании .
На доске записывается домашнее задание: § 22, 23 — повторение, решить одну из предложенных задач .
1. Задача «Продавец воздуха».
Остап Бендер продает марсианам натуральный воздух черноморского побережья в запечатанных литровых бутылках. За килограмм воздуха марсиане дают 100 г золота. Отправка одной бутылки на Марс обходится в 1 мг золота.
Помогите Остапу Бендеру подсчитать прибыль. Марсианам требуется тонна воздуха.
2. Практическая задача. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами , определите массу одной капли.
6. Подведение итогов и рефлексия .
— Сегодня мы повторили тему «Плотность вещества».
А теперь давайте вспомним еще раз, о чем мы говорили на уроке:
1. Какие приборы измеряют объем и массу тела? .
2. Как найти плотность?
3. Плотность воды 1000 кг/м³. Что это означает?
4. Какие способы определения объема вы знаете?
5. Кто имеет большую плотность: первоклассник или семиклассник? А, может быть, выпускник?
Выставляются оценки за урок самым активным участникам.
— Я надеюсь, что все знания, которые получили на уроках физики, пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Используемые материалы: