Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это сложное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Большинство представителей русской интеллигенции оказались в растерянном состоянии.
Они поняли, что их родины больше нет, а пришедшая ей на смену новая страна представляла собой нечто несложившееся, хаотичное. Многие писатели, представители русской интеллигенции, оставили свои записи — свидетельства тех времен. В этих записях
Он, как представитель интеллигенции, очень остро переживал период революции и гражданской войны. Это ярко отразилось в его творчестве. «Белая гвардия» — роман о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы. Это произведение во многом носит автобиографичный характер. Семья Турбиных, на самом деле, очень напоминает семью Булгаковых, под неким абстрактным Городом легко угадывается родной писателю Киев. В центре повествования находится
Их квартира — это теплый, уютный дом, где собираются друзья. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России. Все Турбины — очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом — это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что дом Турбиных является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.
Турбины очень растеряны в атмосфере новой эпохи. Они до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив. Алексей и Николка Турбины — истинные представители «белой гвардии». Они отличаются особой порядочностью, чувством долга, ответственностью.
Эти люди никогда и ни за что не придадут, не будут стрелять в спину врагу. Поэтому им и их самым близким друзьям дико и непонятно все творящееся в России. Алексей Турбин — один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит желанием воевать.
Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается. Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев. В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни.
Важно, что все это происходит в условиях тотального разрушения прежней жизни, когда «красные» пытались заменить старую культуру новой, то ли псевдонациональной, то ли революционной. Писатель воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Трагедия интеллигенции, «белого движения», по мнению писателя, заключается в том, что ее представители не смогли увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей.
Но, я думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию.
Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?.. Автор питает огромную симпатию к Турбиным, но своим произведением подчеркивает, что они тоже уже изжили себя.
Потому что эти люди оторваны от реальной жизни, их идеалы прекрасны, но далеко не всегда жизнеспособны. Оттого и рушится дом Турбиных, погибает Николка. В семье уже нет того уюта, радости тепла. Гибель дома — символ безвозвратной утраты прежней России.
На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.