Стихотворение В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
Русский критик Дмитрий Иванович Писарев высказал такую мысль: «Но вы подумайте все-таки, что такое лирика? Ведь это просто публичная исповедь человека? Прекрасно. А на что же нам нужна публичная исповедь такого человека, который решительно ничем, кроме своего желания исповедоваться, не может привлечь к себе наше внимание? В лирике есть самое высокое и самое трудное проявление искусства.
Лириками имеют право быть только первоклассные гении, потому что только колоссальная личность может приносить обществу пользу, обращая его внимание
Поэт вводит нас в обстановку фантастическую, сказочную, будто описанную пером Андерсена. Мы встречаемся с оркестром, состоящим из одушевленных, живых инструментов, среди которых «издергалась… и вдруг разревелась так по-детски» скрипка. Она упрашивала окружающих выслушать ее «речь», но столкнулась с тем, что «оркестр чужо смотрел
Теперь мы понимаем, что скрипка — это не просто инструмент, это некий символ, символ внутреннего мира человека, по Маяковскому, который сам поэт ценит и понимает. При такой трактовке образа открывается понимание и образов остальных инструментов. «Оркестр» — это толпа обывателей, не чутких к внутреннему миру людей, их окружающих и нуждающихся в понимании. Образ «равнодушных» создает поэт, выдвинув на передний план несколько выразительных деталей: «барабан… устал, не дослушал Скрипкиной речи… и ушел», «глупая тарелка вылязгивала: «Что это?», «Как это?». Геликон вырисован поэтом совсем как человек — «меднорожий», «потный», способный выкрикнуть ругательство. Но все же среди этой «обывательщины» есть тот, кто понимает музыку внутреннего мира.
Это сам поэт. И пусть он «доказать ничего» не умеет, их со скрипкой ведь уже двое: «Знаете что, скрипка? Давайте — Будем жить вместе!
А?!» Эти последние строки несут в себе жизнеутверждающее начало, так как, если есть согласие между человеком и его внутренним миром, если они «вместе», еще есть надежда что-то «доказать» окружающим. Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» поражает своей художественной силой. Оно построено на одном из любимых приемов поэта — фантастике, гротеске.
Можно только восхищаться так точно подобранным образом скрипки — символом души, внутреннего мира человека. Ярко выделяющейся особенностью стихов Маяковского вообще и этого стихотворения в частности, является то, что они не просто стройно передают мысль поэта, а «разговаривают» с читателем. Это создает эффект жизненных непредсказуемых ситуаций, выходящих за рамки стихотворения. Этому способствует обилие диалогов.
В данном случае это диалог между скрипкой и разными инструментами, обращение поэта к скрипке, обращение музыкантов к поэту. Эмоциональность речи подпитывается бесподобными выразительными метафорами и неологизмами: «меднорожий геликон», «оркестр чужо смотрел», «выплакивалась скрипка», «тарелка вылазгивала». Для меня поэзия Маяковского — это что-то очень личное, потому что за внешней «грубоватостью» в ней скрыто большое сердце поэта, в котором болью отзывается любое пошлое, ничтожное, грубое проявление действительности.
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» — это частичка его сердца, которая подсказала поэту попытаться разбудить людей от бесчувственного сна. И его труд, я уверен , не пропал даром, если его читают и ценят до сих пор.