Сила и слабость базаровскго нигилизма
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо — Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание.
Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист — это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает
Он выбрал для себя профессию врача, поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров — настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы — все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства
Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал. И в то же время герой Тургенева — человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы.
Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его «дед землю копал», напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом. Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович.
Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает ее, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п. п. неужели Базаров отрицает все, последний сознательно отвечает: «Все», понимая что под этим словом имел в виду п. п. Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль… Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться.
Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи, направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.