Основные черты раннего творчества М. Горького
Начало 90-х годов XIX века — время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: «Задача литературы — запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить
Мир — плод его творчества, бог — частица его разума и сердца». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического…» Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рисуется романтическая ситуация противоборства сильного героя с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще.
Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические условия
Горький явно отдает предпочтение людям, свободным от законов общества. Его любимые герои — это цыгане, воры, бродяги. Нельзя сказать, что писатель идеализирует воров, но тот же Челкаш с точки зрения моральных качеств стоит несоизмеримо выше крестьянина. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя. Такой герой призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он трагически прекрасен.
Таков Данко, отдавший жизнь людям. Кстати, понятия «люди» и «человек» у Горького часто противопоставляются: «Хочу, чтоб каждый из людей был «Человеком»!». Принципиален для писателя и вопрос о свободе человека. Тема свободного человека — главная тема его первого рассказа «Макар Чудра», а также многих других произведений.
Понятие свободы для него связано с понятиями правды и подвига. Если в рассказе «Макар Чудра» Горького интересует свобода «от чего-либо», то в «Старухе Изергиль» — свобода «во имя». Ларра — сын орла и женщины — недостаточно человек, чтобы быть с людьми, но и недостаточно орел, чтобы обойтись без них. Его несвобода — в его себялюбии, и потому он наказан одиночеством и бессмертием, а после него остается только тень. Данко же, напротив, оказывается более свободным человеком, потому что свободен от самого себя и живет ради других.
Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького — это высшая степень свободы от любви к себе.