Образ времени в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества. Это был очень тяжелый период в истории нашей страны. Ожидание возрождения России после отмены крепостного права сменилось разочарованием. С особой очевидностью стала видна несправедливость общественного устройства жизни. Именно в эти годы разворачиваются события романа «Преступление и наказание», в котором время и пространство так тесно переплетаются между собой, соединяя все части романа, что перед
Можно сказать, что роман как бы состоит из двух временных частей. Первая — это сравнительно небольшой промежуток времени, всего лишь две недели. Однако как много сумел заключить Достоевский в этот короткий отрезок жизни! Сколько чувств, мыслей, сомнений было пережито героями романа, сколько произошло серьезных разговоров и размышлений. Но время идет.
Идет вопреки всему. И роман приходит к своему логическому заключению — к эпилогу. Тут мы с удивлением замечаем, что буквально в нескольких страницах писатель заключил целых восемь долгих месяцев!
За это время
В прошлом мы видим детство Родиона: как он жил, как его воспитывали, какие отношения были в семье. А будущее — это то, к чему может привести теория «наполеонизма», придуманная Раскольниковым: какими тогда станут люди, какие у них будут убеждения, какие отношения возникнут в обществе. Кроме того в романе присутствует библейское время — отрывок о воскресении Лазаря.
Однако даже и этот короткий временной промежуток расширяется до бесконечности — вспоминаются и Страшный суд, и конец света. Поэтому мы точно можем сказать, что с помощью времени Достоевский описывал в своем романе те проблемы нашей жизни, которые были, есть и будут всегда… Действие романа происходит в Петербурге. Примечательно то, что автор рисует город в большинстве случаев в дневное время суток. Первое впечатление от города — это крайняя теснота и духота.
Мать Раскольникова говорит: «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек». Достоевский не стремится описать красоту столицы, скорее наоборот — «на улице жара стояла страшная, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу». Через весь роман проходят картины толкучки, давки, грязи и зловония. Моральная атмосфера Петербурга — это атмосфера всеобщего раздражения, злобы, насмешки.
Величественная сторона города появляется крайне редко. Лишь когда Раскольников стоит на Николаевском мосту и видит Зимний дворец и Исаакиевский собор. Однако даже эта картина не вызывает у Родиона восхищения. Ведь бедняки не обращают внимания на богатые кварталы. Они для них все равно недоступны…
В романе Достоевский окружает своего героя — Родиона Романовича Раскольникова — «двойниками». Одним из них является господин Свидригайлов. Можно сказать, что двух этих героев объединяет один общий предмет — часы! Перед убийством Родион закладывает у старухи-процентщицы серебряные часы, и, можно сказать, он тем самым закладывает время спасения своей души. Однако впоследствии Раскольников полностью осознает свое преступление и принимает наказание.
А со Свидригайловым все иначе. Он уже полностью увяз в грехе и считает, что «разум страсти служит». Не мучаясь сомнениями, Свидригайлов превращает свою жизнь в беспрерывное сладострастие, принося в жертву тех, кто не может дать ему достойный отпор.
Он еще может совершать добрые дела, однако его жизнь уже стала бессмысленной, поэтому он и заканчивает самоубийством. Перед этим господин Свидригайлов также смотрит на часы, однако мы понимаем, что его душу уже ничто не может спасти… Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из замечательнейших произведений XIX века.
Расширенный временной пласт играет в нем очень большую роль. Благодаря ему автор сумел изобразить те проблемы и пороки человечества, которые всегда существовали в нашем обществе. А замечательная система образов героев показывает читателю, какие существуют люди в наше время, как жизнь ломает их принципы и мировоззрение и всякий ли человек способен понести достойное «наказание» за совершенное «преступление».