«Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом»
Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до него считались непоэтическими: уличное воровство, проституцию, пьянство, самоубийства, семейные раздоры и так далее.
Лирика
Один
Этот «герой» умрет, возвеличенный громкой хвалой, но проклятый отчизной. Затем поэт размышляет о стонущей мужицкой России. Это размышление заканчивается обращением: «Ты проснешься ль, исполненный сил…» Мы понимаем, что все надежды на освобождение и улучшение народной жизни Некрасов возлагает на сам народ, он решает эти задачи в духе революционной демократии. Стихотворение «Железная дорога» развивает тему тяжелой народной доли, но уже в пореформенную эпоху. Здесь тема народа становится шире и богаче, вбирает в себя разнообразные мотивы.
Ведущим становится мотив народа — творца, народа-созидателя. В этом произведении поэт показывает, кто и как на самом деле стоил железную дорогу. Голод и «царь беспощадный» согнал сюда народ. И очень многие, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь — одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, — это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг — она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом.
Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей. Необычна в поэзии Некрасова тема Родины. В стихотворении «Родина» изображается дворянская усадьба, где прошла жизнь предков поэта, где он сам появился на свет.
Но в этих воспоминаниях нет ни капли лирического чувства, теплоты или ностальгии. Этого происходит оттого, что иное вспоминается поэту: «как рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Роль поэта и предназначения поэзии — отдельная тема в творчестве Некрасова. Она проникнута гражданскими мотивами. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов выразил свой идеал поэта и свое отношение к проблеме предназначения искусства.
В диалоге поэта и гражданина у Некрасова побеждает гражданин, который требует от поэта служения отчизне, действия и борьбы за освобождение народа. По мнению Некрасова, служение Родине — это, прежде всего, служение ее народу. Лирика Н. А. Некрасова продолжила и развила традиции русской гражданской поэзии. Под пером Некрасова эти традиции получили демократическо-революционную направленность.
Но, кроме того, поэт «вывел на сцену» принципиально других героев: людей улицы, обитателей городских и социальных окраин. В литературе имя Некрасова прочно связано с демократизацией искусства и с натуралистической школой, которая призывала видеть прекрасное в обыденном, каждодневном и, от этого, очень дорогом и ценном. В связи с этим строки «Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом» в отношении Некрасова должны трактоваться, на мой взгляд, несколько иначе.
Поэт соединяет в своем творчестве гражданственность и лирику, создавая совершенно новые жанры и демонстрируя новые взгляды на окружающую действительность.